Профессии Ростеха: инженер-конструктор автомобилей

Профессии Ростеха: инженер-конструктор автомобилей

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работает без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерахмаркшейдерах и других специальностях. Герой сегодняшнего выпуска – инженер-конструктор на автомобильном производстве. 

О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Алексей Максимов, инженер-конструктор, начальник бюро отдела проектирования кузова, инжиниринг АВТОВАЗ.

– Алексей, расскажите, пожалуйста, как попасть в профессию? Какое образование нужно? Сколько лет учиться?

– Если мы говорим о профессии инженер-конструктор в целом, – она не такая редкая. Я думаю, что человек, имеющий склонность к технике и желание что-то создавать, уже на стадии обучения в школе, университете осознает себя будущим конструктором. И таких людей достаточно. Для того, чтобы начать работу в качестве конструктора на АВТОВАЗе необходимо иметь базовое высшее техническое образование – пять лет. Этого как минимум достаточно, чтобы прийти на собеседование и пробовать трудоустроиться. Но это только первый этап. Далее начинается погружение непосредственно в выбранное направление, освоение специфических знаний и прохождение дополнительных обучений. И тут нужно стараться, проявлять себя.

– Какие знания и опыт нужны?

– На начальном этапе достаточно хорошо знать школьную и университетскую программы. Необходимо иметь хотя бы базовое представление и общее понимание инженерного процесса. Постичь тонкости и найти оптимальное решение рабочих задач помогает опыт общения с коллегами, изучение мирового опыта и, конечно, собственные ошибки. В силу специфики моей работы с кузовом требуются дополнительные знания в области математики, геометрии, физики, сопромата, материаловедения, технологии машиностроения.

– Какие навыки и умения самые важные?

– Самое важное – уметь проанализировать проблему, наметить план действий и понять, что и кто нужен для решения. Работа конструктора часто заключается в изобретении чего-то нового, но в большинстве случаев не уникального на сто процентов, а улучшенной версии того, что ранее существовало. Соответственно, необходимо видеть слабые стороны и подмечать сильные в других конструкциях. Важно понимать, что ни одна проблема не может быть решена в одиночку, поэтому общение с людьми, налаживание контактов очень важно.

– С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?

– Основное оборудование современного конструктора – это высокопроизводительная графическая станция. Но ни одна деталь не сможет быть спроектирована, если специалист не сможет нарисовать ее эскиз карандашом на бумаге. Сейчас проектирование требует высоких скоростей в плане обмена информацией и принятия решений, поэтому теперь в оборудование по умолчанию включена удобная гарнитура для связи с коллегами, в том числе и с зарубежными.

Деталь не рождается с чистого листа, конструктор в качестве задачи получает ряд ограничений (пространственные, прочностные, технологические, законодательные и др.). Именно в процессе поиска компромисса «вырисовывается» деталь. Как правило, для первого представления хватает геометрических ограничений (деталь должна «вписаться» в определенную зону, быть в сопряжении с определенной поверхностью, иметь технологические отверстия) и понимания функциональности этой детали. После формирования общей картины, прорисовываются более мелкие элементы. Когда все ограничения выполнены, обращают внимание на эстетическую красоту.

Основное оборудование современного конструктора – это графическая станция. Но ни одна деталь не сможет быть спроектирована, если специалист не сможет нарисовать ее эскиз карандашом на бумаге.

– Как много специалистов вашей профессии в России?

– Конструкторов достаточно много, тем не менее специалистов именно специфического направления (например, «кузовщиков») – весьма ограниченный круг, и, как правило, мы друг друга знаем. Более того, в России несколько компаний занимаются разработкой кузовов, и одни те же специалисты привлекаются к их деятельности.

Конструктор становится профессионалом высокого уровня в течении 8-10 лет, за это время предыдущее поколение уже отходит от активной фазы, поэтому круг профессионалов относительно стабилен.

– Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

– Современное проектирование меняется, требуется понимание специфики работы новых материалов, технологических процессов, развивается оборудование, облегчающее изложение мысли в визуальное представление и функциональную модель. Профессия меняется, а значит и перспективы есть.