Профессии Ростеха: дизайнер радиосистем

Профессии Ростеха: дизайнер радиосистем

Фото: «Октава»

В наше время сложные устройства должны быть одновременно функциональны и красивы. С 2019 года на базе тульского завода «Октава» (входит в Госкорпорацию Ростех) работает R&D-центр «Октава Дизайн и Маркетинг». Компания выпускает различные цифровые продукты − вокальные радиосистемы, слуховые аппараты, аудиобейджи (смарт-устройства для ведения речевой аналитики) и многое другое. Об опыте дизайнерской разработки современных изделий рассказал промышленный дизайнер «Октавы ДМ» Александр Селиверстов. 

− Александр, расскажите, почему вы решили стать дизайнером? 

− Моя страсть к дизайну началась еще с малых лет. В младшем возрасте практически все мальчишки одержимы автомобилями. Я не был исключением, но, помимо увлечения обликом автомобилей, мне хотелось привнести в этот мир нечто новое, что-то такое, что сделает жизнь человека лучше. Специальность «промышленный дизайн» подходила мне больше всего. Так я и поступил в Тульский государственный университет на соответствующий профиль. 

− Какие знания и опыт нужны промышленному дизайнеру? Какие навыки и умения самые важные?

− Нельзя выделить что-то одно в данном вопросе. В создании техники важен абсолютно каждый этап разработки. И нельзя недооценивать начальные этапы проектирования, такие как исследовательская часть, конкурентный анализ, формирование гипотез и их проверка. Важно, чтобы у дизайнера было полное понимание того, что он разрабатывает. 

Также очень важно найти общий язык с инженером-конструктором, который будет всячески пытаться упростить внешний вид и функционал изделия, а потому нужно всегда обосновать то или иное решение и в итоге прийти к компромиссу. А это, в свою очередь, означает, что дизайнер должен быть знаком и с конструированием. 

Да и в целом у людей в головах ошибочное представление о дизайне. Люди видят конечный результат, и обычно все заканчивается для них визуальным впечатлением. Но они редко осознают, что качественный дизайн делает продукт не только эффектным, но и понятным, удобным, продуманным. И именно все эти качества в комплексе делают продукт таким привлекательным для конечного пользователя. 

− С каким оборудованием вы работаете? 

− Главный инструмент для дизайнера – это голова и руки. На сегодняшний день обойтись без компьютера практически невозможно. Здесь графические пакеты, 3D-редакторы, программы для визуализации. В то же время я могу выполнять поисковые скетчи на простой бумаге обычной шариковой ручкой или специальными маркерами, чтобы более детально проработать форму. 

КДС-1.PNG

− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?

− Трудно выделить один какой-то проект. Все они в той или иной степени интересны, и у всех у них есть свои особенности. Рассмотрю проект создания комплекса диспетчерской связи КДС-1. Это продукт бренда «Октава», который используют в области транспортной и банковской деятельности, на АЗС и в нефтегазовом секторе, в ритейле и в органах государственной власти для последующей речевой аналитики. 

Перед нами стояла задача разработать операторский блок с простым и интуитивно понятным управлением. За счет внедрения специального селектора и кольцевых индикаторов мы избавились от огромного количества кнопок, благодаря чему внешний облик устройства получился чистым и легким. Есть и еще одна интересная особенность данного комплекса: совместно с акустиками мы применили интересное решение в виде акустических прорезей по низу корпуса. Это позволило убрать все лишнее с лицевой панели и визуально уменьшить высоту. 

− Какие ваши дальнейшие планы?

− Я не хочу останавливаться на достигнутом, обязательно буду продолжать самосовершенствоваться. Необходимо участвовать в как можно более разнообразных проектах. Я периодически принимаю участие в конкурсах по промышленному и транспортному дизайну. Это помогает оттачивать мастерство. Кроме того, большой опыт помогает более эффективно решать новые и нестандартные задачи в дизайне. У нашей компании есть очень большие перспективы, и меня ждут новые интересные проекты, где предстоит максимально использовать весь свой потенциал. 

− Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

− Думаю, что у профессии дизайнера есть очень неплохие перспективы. Полагаю, что это последняя профессия, которую сможет заменить искусственный интеллект. Мне могут возразить: вот же, ИИ уже делает успехи во всевозможных арт-проектах, и даже есть что-то вроде визуализаций привычных нам продуктов. Но на самом деле дизайн – это переосмысление пользовательского опыта, а не простые цифры или уравнения, которые может легко просчитать машина.