Операция «Эвакуация»

Операция «Эвакуация»

Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Компания «Яковлев» в рамках сертификации самолета МС‑21 в конце прошлого года провела испытания, которые носят официальное название «Демонстрация аварийной эвакуации на земле пассажиров и членов экипажа». Они призваны доказать, что конструкция воздушного судна, его аварийно-спасательное оборудование, качество эксплуатационной документации соответствуют современным и перспективным нормам авиационной безопасности. По итогам испытаний МС-21 получил разрешение на перевозку максимального количества пассажиров − 211 человек.

О том, как проверяют готовность самолетов к аварийным ситуациям, и советы экспертов, как вести себя при эвакуации – в нашем материале.
 

Спастись за 90 секунд

На первый взгляд, такие испытания кажутся простыми: они проходят в ангаре с неподвижным самолетом и выключенными системами, что исключает риск авиационных происшествий. Однако в организационном плане это очень сложный процесс.

В испытаниях участвуют сотни людей, многие из которых не обладают специальными знаниями. Любые внешние условия или непредвиденные обстоятельства могут сорвать испытания. Нет гарантии от случайностей: медлительность бортпроводника или неудачное падение пассажира могут замедлить эвакуацию. Каждая существенная ошибка требует повторения испытания с новым составом участников.

4.jpg

Разработчикам МС-21 удалось успешно преодолеть все препятствия. Андрей Богинский, заместитель генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации по гражданской авиации и генеральный директор компании «Яковлев», отметил, что аварийную эвакуацию удалось провести быстрее 90 секунд, предусмотренных нормами авиационной безопасности. Фактическое время составило 81,7 секунды, а выданное Росавиацией одобрение главного изменения к сертификату типа позволит в перспективе поставлять авиакомпаниям самолеты МС‑21 во всех вариантах компоновки, включая самую вместительную.

Эвакуация в темноте

Авиационные правила устанавливают строгие требования для сертификации самолета.

Для эвакуации можно использовать не более 50% аварийных выходов, что в случае МС-21 означает открытие четырех из восьми дверей. Какие из них будут задействованы – решают эксперты. Испытания проводятся в темное время суток при уровне освещенности не более 3,2 люкса, что создает практически полную темноту.

Без-имени-1.jpg

Пассажиров могут пересаживать для усложнения эвакуации, а по полу салона размещают препятствия − коробки, сумки, подушки − в количестве, равном половине числа пассажиров. Никто из пассажиров и экипажа заранее не знает, какие выходы будут использоваться: все шторки иллюминаторов закрыты, а боковые стекла кабины экипажа заблокированы экранами.

При этом имитация пожара на борту не требуется. Пожар обозначается красными фонарями у аварийных выходов, которые сигнализируют бортпроводникам, что эти выходы нельзя использовать.

Неслучайные пассажиры

Для испытаний использовался МС-21 с максимальной плотностью посадочных мест − 211 пассажиров. Состав эвакуируемых строго регламентирован: не менее 40% женщин, не менее 35% лиц старше 50 лет, и 15% участников должны быть женщины старше 50 лет. Детей заменяют три манекена, соответствующих возрасту от года до двух.

5.jpg

Каждый пассажир − доброволец, который может отказаться от участия в любой момент до начала эвакуации. Пассажиры получают жилеты с номерами, а все их действия фиксируются десятками видеокамер. Инструкторы следят, чтобы пассажиры не были специалистами, связанными с обучением или техническим обслуживанием самолета, а также не имели информации сверх стандартного инструктажа бортпроводников.




Несколько советов по безопасности от ведущего инженера компании «Яковлев», инструктора Дмитрия Горина:

1) В аварийной ситуации сконцентрируйтесь, внимательно слушайте и наблюдайте, что происходит вокруг. Идите на голос или жесты бортпроводника. Беспрекословно выполняйте все команды экипажа.

2) О вещах думать не надо, нужно спасать свою жизнь. Доставая вещи с багажной полки, вы потеряете драгоценное время. Вещи помешают вам двигаться по проходу или через узкий проем аварийного выхода.

3) Выходя на аварийный трап, сделайте быстрый шаг вперед. Не пытайтесь сесть на трап и только потом съезжать — потеряете время, и в вас врежутся позади идущие. Не старайтесь прыгнуть вперед – можете промахнуться мимо трапа. Съехав вниз, следует немедленно отбежать строго вперед как можно дальше от самолета.




Проводники в безопасность

В отличие от пассажиров, бортпроводники, участвующие в испытаниях, проходят серьезную подготовку: изучают устройство нового самолета, детали салона, тренируются работать с аварийно-спасательным оборудованием. Впрочем, это обязательная часть подготовки всех бортпроводников.

На испытаниях МС-21 экипаж показал себя безупречно, продемонстрировав высокий уровень профессиональной готовности и слаженности работы. Например, камеры салона зафиксировали, как одна из бортпроводниц, заметив сутолоку пассажиров у одной из дверей, быстро сориентировалась и перенаправила их к свободному выходу, что значительно ускорило эвакуацию.

2.jpg

Компания «Яковлев» провела масштабные видеосъемки испытаний для предоставления доказательств сертификационным органам. Испытания показали, насколько важна готовность экипажа к чрезвычайным ситуациям, а также подтвердили соответствие МС-21 в версии с 211 пассажирами современным нормам авиационной безопасности.