НЕФАЗ: 45 лет в движении

НЕФАЗ: 45 лет в движении

Дочернему предприятию КАМАЗа в Башкирии – ПАО «НЕФАЗ» – исполнилось 45 лет. В 1977 году, 11 октября, был запущен в эксплуатацию главный конвейер Нефтекамского завода.

Сегодня НЕФАЗ – крупнейший в России производитель спецнадстроек на шасси КАМАЗ. Это различные самосвальные установки, прицепы и цистерны. Также на предприятии выпускается широкий модельный ряд автобусов – каждый третий российский автобус большого класса сделан на НЕФАЗе. Кроме того, в последние годы появились такие новинки, как электробус, перронный автобус, рефрижераторы и многое другое.


«Прицепная» история

НЕФАЗ остается лидером на российском рынке по производству прицепной техники. Завод выпускает прицепы и полуприцепы, которые известны своим качеством и надежностью. Несомненным преимуществом техники является то, что она хорошо подходит для работы с грузовиками КАМАЗ.

Одним из хитов продаж по-прежнему остается самосвальный полуприцеп НЕФАЗ-9509-16-30, разработанный специально для магистральных седельных тягачей с колесной формулой 4×2. На долю этой модели приходится более половины продаж самосвальных полуприцепов производства НЕФАЗа.

Модернизированный полуприцеп НЕФАЗ-9509-16-30 предназначен для перевозки различных сыпучих строительных грузов. Его вместимость составляет 30 кубометров, а полная масса – 39 тонн. Кроме того, популярны модели НЕФАЗ-9509-10-30 и НЕФАЗ-9509-32-30, которые тоже имеют объем 30 «кубов», но отличаются увеличенной до 43 тонн полной массой. Существует и «облегченная» версия – НЕФАЗ 9509-0360123-30. Благодаря применению высокопрочной стали марки Hardox и специальной конструкции удалось снизить массу прицепа до семи тонн.

e8fa53f0e2991bb865e8124565aa0878.jpg

На НЕФАЗе выпускают и нестандартные полуприцепы, например, рефрижераторы, которые позволяют перевозить груз при заданной температуре. В такой модели для стен используются специальные материалы, а для поддержания заданной температуры устанавливается холодильное оборудование. Основное преимущество полуприцепа-рефрижератора НЕФАЗ-93341-5300314 – применение вместо традиционного металла стеклопластика, который более ударопрочен и не подвержен коррозии. Стеклопластиковыми листами покрыты стенки и крыша данного фургона. В сочетании с облегченной рамой это позволило добиться снижения массы до 8220 кг, что является одним из лучших показателей в классе.


От автобусов до электробусов

Автобусная тема на Нефтекамском автозаводе ведет отсчет с августа 2000 года, когда руководством предприятия была принята «Программа освоения пассажирских автобусов на шасси КАМАЗ». В декабре того же года с конвейера сошел первый автобус – НЕФАЗ-5299. Сегодня под маркой НЕФАЗ-5299 представлено целое семейство автобусов: городские, пригородные и междугородные варианты, с различным устройством пассажирского салона, высотой пола, типами двигателя и др. Это одна из самых массовых моделей городского автобуса в современной России – всего было произведено более 10 тыс. машин.

Одна из последних новинок – низкопольный городской автобус НЕФАЗ-5299-40-57. Модель полностью соответствует программе «Доступная среда» – низкий пол, площадка для размещения инвалидной коляски в салоне, что позволяет перевозить пассажиров с ограниченными возможностями.

Топливом для НЕФАЗ 5299-40-57 служит компримированный природный газ (КПГ). Напомним, что перевод автобусов на газ – один из инструментов реализации Федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Московский регион пошел дальше, выбрав электрификацию общественного транспорта. НЕФАЗ уже в 2012 году сертифицировал свой первый электрический автобус НЕФАЗ-52992, а позже появилась и совместная разработка заводов из Нефтекамска и Набережных Челнов – электробус КАМАЗ-6282.


На сегодняшний день по Москве курсируют тысячи электробусов КАМАЗ-6282. Их легко заметить на столичных дорогах – на боках каждой машины красуется надпись «Это электробус». Кстати, дизайн оформления всех московских электробусов разработан в студии Артемия Лебедева. По планам к 2030 году весь парк «Мосгортранса» будет переведен на электроприводы. Это не только экологично, но и удобно. КАМАЗ-6282 отличается высоким уровнем комфорта – система раздельного климат-контроля, медиаэкраны и USB-разъемы для зарядки мобильных устройств.


Как электробусы позволяют сделать воздух чище, а поездки приятней – в нашем материале



«Огнеборец» из Нефтекамска: пожарный автомобиль

Автоцистерна, или «бочка» на сленге пожарных, – эта та самая классическая пожарная машина красного цвета. Если раньше на всю страну приходилось всего несколько моделей автоцистерн, то сейчас в России существуют десятки видов этих автомобилей. На Нефтекамском автозаводе серийно выпускаются пожарные автоцистерны АЦ-3,0-40, изготовленные на шасси КАМАЗ-43502 с колесной формулой 4×4 повышенной проходимости.


Автоцистерна может оперативно доставить к месту пожара боевой расчет с огнетушащими средствами. Помимо стандартного набора – воды и пены – автомобиль оснащен средствами тушения тонкораспыленной водой или водным туманом. Это смесь микрокапель воды и воздуха, которая подается в эпицентр огня. Капли воды настолько малы (около 0,2 мм), что они втягиваются потоком воздуха в зону горения, не проливаясь на землю. Микрокапли быстро испаряются со скоростью примерно один литр в секунду и забирают с собой значительное количество тепла. Подсчитано, что водный туман в общей сложности увеличивает эффективность тушения в несколько раз.


«КАМАЗы» огненной профессии – пожарные машины на базе камских грузовиков 



Работники подземелья: шахтные самосвалы

Такие самосвалы не увидеть на обычных дорогах – они работают на подземных горных выработках и при строительстве тоннелей. Речь идет о шахтных или подземных самосвалах. Среда их деятельности отразилась на внешнем виде – эти машины отличаются компактностью, небольшой высотой и при этом обладают хорошей маневренностью.

Сегодня на российском рынке в основном используются иностранные модели. Один из примеров по импортозамещению в этой сфере – совместный проект НЕФАЗ с южноафриканской компанией BELL Equipment по локализации производства шарнирно-сочлененных самосвалов BELL. На НЕФАЗе было организовано производство самосвальных платформ из высокопрочной стали.


Модель BELL B33L грузоподъемностью 33 тонны может составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам, как по техническим характеристикам, так и по стоимости.


Перронный автобус: довезет до самолета

Перронный, или аэродромный, автобус – достаточно специфический вид транспорта, хотя и довольно популярный. Сегодня, несмотря на распространенность крытых переходов к самолетам, перронные автобусы по-прежнему востребованы. Чаще на них можно прокатиться в небольших аэропортах, осуществляющих региональные авиаперевозки. Ну, и в случае экстренной ситуации такой автобус – наиболее оперативное средство доставки пассажиров с летного поля в здание аэропорта.

Сегодня в большинстве российских аэропортов работают перронные автобусы иностранных марок. Однако их может достойно заменить техника российского производства. Нефтекамский завод создал модель перронного автобуса на основе городского низкопольного НЕФАЗ-5299-40-52.


Как и любой аэродромный автобус машина получила двери с двух сторон: три двухстворчатые двери – с правой и две двухстворчатые – с левой. Перронный автобус должен вмещать сразу очень много людей, причем с багажом. С учетом этого, а также того факта, что ехать на таком автобусе далеко не придется, перронный автобус делают широким и с минимальным количеством посадочных мест, оставляя много пространства для чемоданов. В салоне данной модели от НЕФАЗа – 12 мест для сидения, а всего автобус вмещает 110 пассажиров.