Наталия Цымбалюк, инженер-технолог ОНПП «Технология» имени А. Г. Ромашина

Наталия Цымбалюк, инженер-технолог ОНПП «Технология» имени А. Г. Ромашина

Наталия, инженер-технолог Обнинского научно-производственного предприятия «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в холдинг «РТ-Химкомпозит» Госкорпорации Ростех), 9 лет посвятила профессиональному волейболу. Поэтому игра в команде для нее − не пустые слова. Именно благодаря командной работе лаборатории, где трудится Наталия, недавно был создан новый вид авиационного остекления на основе монолитного поликарбоната. Авторский коллектив разработчиков технологии был удостоен премии Правительства РФ 2018 года в области науки и техники.

Горжусь тем, что наш коллектив первым в России применил поликарбонат для остекления самолетов. Мы научились работать с материалом и создали не имеющее аналогов в стране технологическое оборудование.

Согласно данным Международной организации гражданской авиации, в мире за год воздушные суда сталкиваются с птицами около 5 тысяч раз. При этом в 20% случаев птицы попадают именно в остекление лайнеров. В связи с этим всегда остро стоял вопрос надежности авиационного остекления.

Традиционные изделия на основе органических и силикатных материалов не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к остеклению современных сверхзвуковых истребителей. В то же время конструкционный монолитный поликарбонат по устойчивости к ударам более чем в 100 раз превышает силикатное стекло и почти в 10 раз – органическое. Кроме того, поликарбонат в два раза легче силикатных аналогов. До последнего времени применялись зарубежные материалы, поставка которых усложнилась после введения санкций.

Благодаря российским ученым у нас появился отечественный материал для авиационной техники, который можно использовать на сверхзвуковых скоростях.

DSC_1407+.JPG

Первые изделия остекления из поликарбоната, созданные коллективом лаборатории, в которой работает Наталия, получит новейший истребитель Су-57, серийный запуск которого запланирован на 2019 год. Сдвижная часть фонаря кабины уже пошла в производство, передняя часть фонаря проходит испытания. Также ведутся работы по остеклению многоцелевого вертолета Ка-62. В планах для гражданской авиации − остекление авиалайнеров МС-21 и RRJ-75.

Дисциплина и организованность − спортивные навыки, привитые с детства − пригодились Наталии и в профессии. Другие плюсы занятий спортом, по словам Наталии, это уважение коллег и возможность наладить неформальные контакты, которые часто помогают в работе.

Мне повезло в том, что работа инженера-технолога достаточно разнообразна. Научно-исследовательская работа сочетается с работой за компьютером и на производстве

Наталия трудится в «Технологии» без малого 10 лет с перерывом на рождение прекрасных двойняшек. «Как, наверное, многие в нашей стране, мечтаю, чтобы кто-то из детей стал врачом, − говорит героиня. − Но буду совершенно не против, если они захотят пойти по моим стопам и стать инженерами». 

Наталия Цымбалюк рассказывает, что отношение к профессии инженера сегодня меняется в лучшую сторону. Половина сотрудников ее лаборатории − молодежь. Предприятие в целом заметно омолаживается. Регулярно проводятся дни открытых дверей для школьников. Студенты по целевым программам учатся в МГУ, РХТУ, МАИ и других столичных вузах и возвращаются работать в Обнинск. ОНПП «Технология» носит статус Государственного научного центра и активно поощряет научную деятельность. Новичкам в профессии Наталия советует: «Больше занимайтесь самообучением, имейте свое мнение и, главное, − работайте в коллективе!»