Лучшему танку Великой Отечественной исполняется 75 лет

Лучшему танку Великой Отечественной исполняется 75 лет

Танк Т-34-85 36-й гвардейской танковой бригады у Бранденбургских ворот Берлина

23 января 1944 года на вооружение Красной армии принят танк Т-34-85. Эта модификация Т-34, которую называют оружием Победы, была разработана специалистами Уральского танкового завода №183, как раньше назывался Уралвагонзавод, под руководством главного конструктора Александра Морозова. 

До начала поступления модели Т-34-85 в войска в феврале 1944 года основным танком Красной армии была «тридцатьчетверка», вооруженная 76-мм пушкой. Машина могла эффективно противостоять вражеской бронетехнике в первые годы Великой Отечественной войны, но с появлением в рядах вермахта новейших «Тигров» и «Пантер» стало очевидным отставание Т-34 в боевой мощи. Особенно ярко это проявилось в ходе Курской битвы летом 1943 года. Поэтому руководством страны было принято решение модернизировать танк.

Решить эту задачу смогли специалисты КБ Уральского танкового завода №183. На танк было решено ставить более мощную пушку калибра 85 мм. Первоначально предполагалось, что это будет орудие Д-5Т, которое к тому времени уже использовалось на тяжелых танках, но впоследствии выбор был сделан в пользу модели С-53. Таким образом, наши танки получили пушки, которые по своей мощности могли соперничать с немецкими 88-мм.

72653444.jpg

Советские танки Т-34-85 с десантом идут в бой за станцию Раздельная в районе Одессы

Но установка более мощной пушки требовала и новой башни, приспособленной к такому орудию. Новая башня «тридцатьчетверки» получилась просторной, здесь располагались командир, наводчик и заряжающий. Еще два члена экипажа, механик-водитель и радист, находились в корпусе машины. Кроме того, изменилось и бронирование башни. Если в ранней модификации лоб, борт и корма имели броню толщиной 45 мм, то в модели Т-34-85 она была увеличена до 90, 75 и 52 мм соответственно. Усиление брони неизбежно повлекло и увеличение массы танка – с 30 до чуть более 32 тонн. Тем не менее машина сохранила превосходство в проходимости, маневренности и подвижности, что, наряду с простотой изготовления и ремонтопригодностью, стало одним из главных факторов, предопределивших победу бронетехники Красной армии над противником.

После поступления в войска танк принимал участие в крупнейших сражениях на полях Великой Отечественной: в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, в форсировании Днепра, Висло-Одерской, Берлинской операциях и других.

Производились Т-34-85 не только на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле, но и на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, и на омском заводе №174. Всего до конца войны было выпущено около 16 тыс. машин. После завершения Второй мировой массовое производство Т-34-85 прекратилось, но за рубежом, в частности в Польше и Чехословакии, в 1950-е годы еще велось лицензионное производство этих танков.