Легенды «Дакара»

Легенды «Дакара»

«Дакар», наверное, самое престижное ралли, а гонки на грузовиках – его самая захватывающая часть. Этот супермарафон со сложными трассами – как испытательный полигон, на котором производители тягачей могут доказать превосходство своих машин. Своими яркими выступлениями и победами российская команда «КАМАЗ-мастер» не раз подтверждала непревзойденные возможности отечественной техники. В этом году наши гонщики завоевали титул чемпиона в 19 раз!

О покорении «Дакара», уникальной победной тактике прохождения рейдов и новых спортивных машинах – в нашем материале.

Покорение «Дакара» и победная тактика

Ралли-рейд «Дакар» на протяжении многих лет был известен как «Ралли Париж – Дакар». Этот ежегодный трансконтинентальный марафон был основан французским мотогонщиком Тьерри Сабином. В 1977 году Тьерри потерялся в ливийской пустыне во время ралли Абиджан – Ницца. После того как Сабин выбрался из пустыни, он решил, что это место отлично подойдет для очередного ралли. Так в 1978 году состоялась первая гонка, которая стартовала в Париже, а финишировала в столице Сенегала – Дакаре. Африканская пустыня «испытывала» гонщиков до 2009 года, пока марафон не был перенесен в Южную Америку. В 2019 году организаторы ралли-рейда подписали пятилетний контракт на проведение марафона в Саудовской Аравии.

Основные правила «Дакара», несмотря на переезд, мало изменились. Гонка проводится в самом начале года и продолжается 12-14 дней. Вся дистанция ралли разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Победители определяются в четырех категориях: мотоциклы, квадроциклы, автомобили (джипы) и грузовики.

«КАМАЗ» впервые заявился на «Дакаре» еще в 1990 году. Тогда три, еще советских, экипажа до финиша не добрались. Весь следующий год камазовцы трудились над новым грузовиком. В итоге в 1991 году в Париж прибыли сразу пять трехосных грузовиков модели 43101 с восьмицилиндровыми моторами с мощностью 430 лошадиных сил. На «Дакар-1991» наша команда вышла не только с новыми машинами, но и совершенно новой тактикой прохождения рейда – сразу после раздельного старта тот боевой пилот, который начал дистанцию раньше, ждет второго, а затем оба едут в одном темпе и помогают друг другу. Эта идея была поистине новаторской для спортивных гонок, в ее целесообразности сомневались даже пилоты самого «КАМАЗа». Но результат поразил всех – во втором ралли команда заняла второе и третье место, а в 1996 году впервые стала победительницей «Дакара».

40171.jpg

Новаторская победная тактика успешно используется по сей день, самое последнее доказательство тому – случай на недавно прошедшем «Дакаре-2022». На одном из последних этапов Эдуард Николаев, отстающий от Дмитрия Сотникова всего на 10 минут, остановился, чтобы помочь застрявшему экипажу Сотникова. Это яркий пример того, что «КАМАЗ-мастер» в сложных ситуациях действует прежде всего как команда. Кстати, одна из особенностей российской команды – технически грамотные специалисты. В случае аварии пилоты в силах самостоятельно устранить неисправность, что нередко происходит на ралли, и от чего зачастую зависит исход всей гонки.

Конечно, коллектив команды – это не только спортсмены. Десятки человек – технический, инженерный и менеджерский персонал – те, кто не на виду, но являются такой важной опорой наших гонщиков. А еще за командой «КАМАЗ-мастер» стоит весь «КАМАЗ». Большинство предприятий автозавода так или иначе участвуют в создании деталей для спортивных машин.

Машины, готовые к победам

Спортивные КАМАЗы постоянно совершенствуются, эта работа никогда не приостанавливается. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году Международная автомобильная федерация (FIA) наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компоновкой. Камазовский грузовик был как раз таким. Ситуация осложнялась тем, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта. В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ-49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Испытания и технические работы велись до последнего момента, буквально за несколько часов до отправки команды на «Дакар». В итоге, автомобиль принес камазовцам очередное дакаровское золото.

На прошедшем «Дакаре-2022» экипажи «КАМАЗ-мастер» выступали на грузовиках двух поколений. Совершенно новыми КАМАЗ-435091 семейства К5 управляли Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев, а Антон Шибалов и Андрей Каргинов сели за руль традиционных КАМАЗ-43509 с внедренными в них в течение прошлого года техническими улучшениями.

DPPIPRODUCTION_00000825_0127.jpg

При разработке и конструировании спортивных грузовиков нового поколения были учтены изменения в техническом регламенте FIA, который с этого года действуют для грузового зачета чемпионата мира по внедорожным ралли. КАМАЗ-435091 оснащен рядным шестицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Коробка переменных передач – автоматическая. Рабочий объем двигателя – 12,98 л. Вместимость топливного бака – 950 литров.

Испытание песками «Дакара-2022»

Маршрут 44-го по счету «Дакара» в третий раз проходил в Саудовской Аравии. Спортсмены стартовали 2 января в городе Хаиле, преодолели почти 8400 километров и финишировали в Джидде. При этом более половины пути пришлась на спецучастки. Напряжения гонке прибавили не только сложности трассы – наших спортсменов коснулись санкции Всемирного антидопингового агентства в отношении российского спорта. К сожалению, команда не смогла иметь российский флаг на экипировке и автомобилях, сохранился только триколор на номерах машин. Как признавался перед стартом руководитель команды Владимир Чагин, «собраться и победить в таких условиях еще сложнее». Однако, никакие санкции не смогли остановить «Синюю Армаду».

6.jpg

Всего на старт марафона вышли 56 грузовых экипажей из 21 страны мира. Серьезная конкуренция за высокие места в грузовом зачете велась между экипажами на КАМАЗ, IVECO, PRAGA, TATRA и RENAULT. Но с первого этапа лидерство в генеральной классификации захватил победитель «Дакара-2021» Дмитрий Сотников. Пропустивший прошлую гонку Эдуард Николаев, держался позади совсем близко – максимальная разница между экипажами в течение гонки составила около 11 минут. Стабильно выступал и Антон Шибалов, почти на всех этапах держась в тройке лидеров. Экипажу Андрея Каргинова в этот раз не везло: вначале технические неполадки, а незадолго до финиша грузовик застрял в грязевой ванне.

В итоге Дмитрий Сотников выиграл «Дакар» во второй раз подряд. Вторым завершил соревнование экипаж Эдуарда Николаева, третьим на подиуме оказался Антон Шибалов. На четвертом месте расположился Андрей Каргинов. Такое положение в генеральной классификации позволило российской команде повторить свое уникальное достижение 2011 года. Всего же для «КАМАЗ-мастера» этот титул – 19-й в истории «Дакара», и, конечно, не последний.

Все фото в материале: «КАМАЗ-мастер»