КАНАРСПИ: система контроля качества, опередившая время

КАНАРСПИ: система контроля качества, опередившая время

Фото: РСК «МиГ»

В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося ученого, инженера и руководителя производства Талгата Сейфи. Многие годы он проработал на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе (ныне – Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал АО «РСК «МиГ»). С его именем связано появление на предприятии уникальной системы обеспечения качества КАНАРСПИ. Универсальность и высокая эффективность системы авторства Сейфи позволили распространить ее не только в авиастроении, но и в других направлениях промышленности. Опыт применения системы учитывался при разработке всесоюзных стандартов, а идеи, заложенные Талгатом Фатыховичем в КАНАРСПИ еще в конце 1950-х годов, актуальны и по сей день. 
 

В поисках качества

1950-е–1960-е годы – время триумфа инженерных профессий, расцвета изобретательства и рационализаторства. Именно в эти годы в СССР появляется первая научно обоснованная система обеспечения качества КАНАРСПИ, автором и популяризатором которой стал Талгат Фатыхович Сейфи − главный инженер Горьковского авиационного завода им. С. Орджоникидзе. В большую жизнь система пошла во многом благодаря незаурядной личности автора.

1-0.pngТалгат Сейфи родился в 1916 году в Вятской губернии. В юности на волне всеобщего увлечения авиацией поступил в Казанский авиационный институт. Талгату прочили успешную карьеру ученого-физика, но он выбирает практику на производстве − с 1939 по 1948 годы Сейфи трудится на авиационном заводе №292 в городе Саратове, где в военные годы строят легендарные истребители Як-1 и Як-3. Затем Талгат Фатыхович возглавляет производство на дальневосточных предприятиях: сначала на авиазаводе №116 в поселке Семеновка (ныне г. Арсеньев), после – на авиазаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре. Именно там, при организации выпуска реактивного истребителя МиГ-15, Сейфи впервые задумался о системном повышении качества.

КАНАРСПИ как целостная система сформировалась уже на новом месте – в 1956 году Сейфи переводится в город Горький на должность главного инженера авиационного завода №21 им. С. Орджоникидзе. Вскоре в его задачи входит запуск серийного производства сверхзвуковых истребителей МиГ-21Ф.
 

Управление качеством как наука

На рубеже 1950–1960-х гг. усложняются советско-китайские отношения, а одним из формальных поводов послужило недостаточное качество горьковских «МиГов», поставлявшихся Китаю. Результатом проработки этой ситуации на предприятии стало появление новой системы качества, получившей название КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий).

КАНАРСПИ представляла собой комплексную систему организации работ и управления качеством на основе получения максимально полноценной и своевременной информации о производимых изделиях. Во главу угла ставились качество и надежность изделий, а также увеличение этих параметров. Для внедрения КАНАРСПИ на Горьковском авиазаводе был создан ряд лабораторий и отдел надежности. 

Sokol-Liniya-podgotovki-vozdushnyh-vintov-1024x727.jpg
Авиационный завод «Сокол». Фото: «Нижегородская правда»

Система строилась на работе по шести основным направлениям, которые позволяли существенно увеличить качество и надежность авиационной техники: 

  • создание опытного образца с заданными техническими показателями и заложенными основами надежности;

  • улучшение конструкции изделия в процессе создания серийного образца;

  • применение лучших техпроцессов и их совершенствование;

  • применение прогрессивных форм организации производства, прогрессивных методов оценки и контроля качества на всех этапах производства и их совершенствование;

  • обеспечение изготовления компонентов и изделий в соответствии с чертежами и техническими условиями;

  • обеспечение высокого технического уровня эксплуатации изделий.

По результатам первых опытов применения система КАНАРСПИ показала высокую эффективность. Постепенно она охватила практически все производственные процессы предприятия, распространилась на поставщиков и разработчиков, вышла за границы авиазавода. В Горьковской области КАНАРСПИ применялась на автомобильном ГАЗе, в судостроительстве, на производстве фрезерных станков и автобусов. 
  

Думая о будущем

По своей сути система, разработанная Сейфи, создавала новый, более прогрессивный характер взаимоотношений в промышленности. По словам академика Российской академии качества Товия Скворцова, Сейфи стал создателем новой деловой философии, которая формально приобрела оболочку системы качества. Если до него считалось, что для качественного выполнения работы достаточно не выходить за рамки государственного стандарта, то Сейфи расширил понятие качества. Он определил, что госстандарт – лишь минимальное условие, в приоритете должны быть стандарты предприятия. 

Талгат Фатыхович на собственном опыте пришел к парадигме «управления в будущем» на основе интеллектуальной деятельности и высокого уровня саморегулирования. Сегодня подобных принципов «эволюционного менеджмента» придерживаются ведущие мировые производители. 

MiG-29_3.jpg
Фото: РСК «МиГ»

Научным обоснованием КАНАРСПИ стала кандидатская диссертация Сейфи, которую он защитил в 1962 году. Талгат Фатыхович скончался в 1969 году, в расцвете сил, не дожив месяца до защиты докторской диссертации. В воспоминаниях коллег он остался деятельным и творческим ученым, который умел зажечь искру в других людях.

Опыт Горьковского авиазавода распространился далеко за его пределы. Система КАНАРСПИ учитывалась при разработке комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) в начале 1970-х годов и при формировании отраслевой системы управления качеством.