Алексей Леонов и его «Беркут»

Алексей Леонов и его «Беркут»

Историю покорения космоса в XX веке творили многие и многие люди, но в народной памяти остаются те, кто был на передовой и первым рисковал собой. Безусловно, для России одним из выдающихся людей эпохи стал Алексей Леонов – первый человек в открытом космосе. Ему было суждено впервые преодолеть границу, отделяющую космический корабль как частицу Земли от безмерного пространства космоса. Скафандр «Беркут», в котором был Алексей Леонов в момент выхода, создавался в НПП «Звезда». 30 мая космонавт отмечает свое 85-летие.
 

Кем быть: художником или летчиком?

Алексей Архипович Леонов родился в 1934 году в сибирском поселке в Кемеровской области, был восьмым ребенком из десяти в шахтерской семье. Отец Алексея выучился и стал успешным зоотехником, но это не уберегло его от несправедливого доноса и двух лет лагерей. Детство Леонова пришлось на суровые военные годы, когда и сформировался его крепкий характер. Школу он закончил уже после Победы в Калининграде.


Видео: Роскосмос ТВ

У будущего космонавта с детства было два любимых увлечения – рисование и самолеты. Пробовал поступить в художественное училище в Риге, но отказался от этой затеи по материальным соображениям. Оставался один путь – в летчики. Сперва была Кременчугская летная школа, затем – Высшее училище летчиков-истребителей в Харькове, а после – большая удача на приеме в первый отряд космонавтов СССР. В 1960 году произошло знакомство с Сергеем Королевым, который вел работы над первым космическим аппаратом. Нужно сказать, что художественные опыты Леонов не оставил, рисование на космические и не только темы сопровождает его всю жизнь.

Далее были годы подготовки к главному полету всей жизни. 18 марта 1965 года Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. История этой выдающейся космической миссии подробно описана, снят замечательный художественный фильм. А мы подробнее остановимся на снаряжении, которое помогло Алексею Леонову и многим другим космонавтам в покорении космоса.   


«Беркут» под давлением

Скафандр «Беркут», в котором Алексей Леонов шагнул за борт космического корабля, был разработан на НПП «Звезда». В отличие от предыдущих моделей новый костюм должен был обладать мощными системами жизнеобеспечения, терморегуляции, защиты от солнечной радиации и космического холода. Скафандр изменился в цвете – из оранжевого стал белым, чтобы лучше отражать солнечные лучи – и значительно прибавил в весе.

Общий вес «выходного костюма» составлял почти 100 кг, что доставляло много неудобств во время тренировок на Земле, но в невесомости не играло существенной роли. Больше проблем создавало давление воздуха внутри герметичной оболочки. Оно делало скафандр жестким. Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 кг, вспоминал позже Алексей Леонов.

1362503803_1.jpg
А. Леонов в скафандре «Беркут» во время выхода в открытый космос 18 марта 1965 года

Несмотря на большое количество тестов под давлением на Земле и в воздухе, полностью смоделировать поведение скафандра в экстремальных условиях космоса было невозможно. После выхода из корабля в космическом вакууме скафандр Леонова раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Зная, что запас кислорода был рассчитан всего на 20 минут, он решил рискнуть.

«Я принимаю решение сбросить давление, – вспоминал космонавт. – Хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, я видел, как это происходит, когда вдруг руки раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в два раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Выбора нет, я пошел по этому пути. Думаю, я уже час нахожусь, дышу чистым кислородом, наверное, я вымыл азот. И я сбрасываю давление в два раза».

Его расчеты, к счастью, оправдались. Он добрался до шлюза, но скафандр все еще был слишком раздут. Войти в шлюз по правилам, то есть ногами вперед, чтобы была возможность закрыть люк, если автоматика не сработает, не получалось. Тогда Леонов совершил еще одно нарушение правил безопасности – протиснулся головой вперед. За эти 12 минут и 9 секунд в открытом космосе Алексей Леонов похудел на 6 кг.

tu.jpg
Отработка перемещений в скафандре «Беркут» в условиях невесомости на летающей лаборатории ТУ-104. Фото: НПП «Звезда»

Помимо деформации скафандра – самой крупной ошибки, чуть не стоившей Леонову жизни, – было еще и множество мелких. Например, размещение светофильтра внутри шлема. «Ошибка заключается в том, что темный светофильтр очень здорово поглощает тепловое излучение и нагревается, – поясняет конструктор Борис Михайлов, ветеран НПП «Звезда». – Для человека, который находится внутри скафандра, он воспринимается как сильно нагретый – или, если словами Леонова, раскаленный». Теперь светофильтры размещают на внешней стороне шлема. Причем так, чтобы космонавт сам мог его закрывать и открывать.

 

От «Беркутов» до «Орланов»

Алексей Леонов привез на Землю бесценный опыт, с учетом которого впоследствии дорабатывались все модели скафандров. Те космические костюмы, которые используют современные космонавты, – намного легче и удобнее.

Они получили электронную «начинку», по объему сравнимую с автомобильной. Встроенный компьютер сообщает космонавту о состоянии систем скафандра, выдавая данные на дисплей. У модели «Орлан-МК» есть даже функция изменения длины рукавов и штанин. Кстати, космонавт может надеть его самостоятельно, без помощи других членов экипажа.

ed32054600be4f95c78516899107759d.jpg
Скафандр «Орлан-МКС»

«Орлан-МК» способен находиться в строю до пяти лет, не требуя техобслуживания каждые полгода. Стоимость одного комплекта достигает 17 миллионов долларов. Причем 70 процентов цены приходится на системы жизнеобеспечения и управления. Зато теперь в таком скафандре можно находиться в открытом космосе до 10 часов кряду.

Однако конструкторы НПП «Звезда» не останавливаются и продолжают совершенствовать свои изделия. Одно из их последних достижений – скафандр «Орлан-МКС». В нем впервые применена система терморегулирования. Дело в том, что при работе в открытом космосе в процессе задействованы только руки. Ноги практически не двигаются и замерзают. Космонавтам приходится включать обогрев. Чтобы они не отвлекались на контроль своего теплового состояния, в новом скафандре использована автоматическая система терморегулирования, которая сама будет следить за температурой внутри космического костюма. Вместо резины в новых скафандрах применяется полиуретан, который увеличивает в полтора раза срок службы гермооболочек в космосе. Скафандры «Орлан-МКС» рассчитаны минимум на 20 выходов в открытый космос.
 

Поздравление с орбиты

В ночь с 29 на 30 мая российские космонавты, члены экипажа МКС Олег Кононенко и Алексей Овчинин провели плановые работы в открытом космосе. Космонавты посвятили свой выход Алексею Леонову. В честь дня рождения первого человека, вышедшего в открытый космос, космонавты вынесли его портрет за борт МКС и записали видеопоздравление. Кононенко и Овчинин были одеты в скафандры нового поколения «Орлан-МКС», на которых были прикреплены надписи: «Леонов №1» и «С днем рождения, Алексей Архипович».