«Аддитивные технологии – главный элемент, толкающий конструкторов на новые решения»

ОДК

«Аддитивные технологии – главный элемент, толкающий конструкторов на новые решения»

 

Генеральный конструктор санкт-петербургского АО «ОДК-Климов» Алексей Григорьев выступил перед гостями «Инновационного клуба», прошедшего в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017». Представитель корпорации рассказал о двигателях для перспективных вертолетов и новых технологиях, которые будут применяться при создании силовых установок в будущем.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) придает большое значение развитию сегмента вертолетных турбовальных двигателей. Недавно ОДК в рамках программы импортозамещения обеспечила постановку на производство в России двигателя ВК-2500, который устанавливается на большинство вертолетов «Ми» и «Ка». До этого данные силовые установки производились на Украине. ОДК наращивает темпы изготовления двигателей ВК-2500, которые сегодня собираются полностью из российских комплектующих.

В более «тяжелом» классе мощности, чем ВК-2500, был разработан двигатель ТВ7-117В, предназначенный для вертолета Ми-38. Этот двигатель обеспечивает вертолету безопасность полета, в том числе при экстремальных ситуациях, а также расширяет радиус действия за счет снижения расхода топлива. Серийное производство ТВ7-117В уже развернуто.

«В отличие от многих других направлений двигателестроения, вертолетное двигателестроение в силу ряда причин – очень консервативно. В то время как самолеты некоторых типов, например, магистральные авиалайнеры, уже поднимают в воздух двигатели пятого поколения, и в России, и за рубежом, находящиеся в широкой эксплуатации современные вертолеты оснащаются двигателями третьего или четвертого поколения, – рассказал Алексей Григорьев. – Долгое время разработчики силовых установок для вертолетов не могли позволить себе отойти от проверенных поколениями решений. Тем не менее, эпоха двигателей, созданных в прошлые десятилетия, так или иначе, близится к завершению, и теперь мы ведем разработку принципиально нового двигателя».

Как считают специалисты «ОДК-Климов», проект по созданию вертолетных силовых установок будущего можно разделить на два этапа: двигатель ближней и дальней перспективы.

«Нами разрабатывается двигатель ВК-2500М. Со своим предком ВК-2500 его связывает только общее название, – отметил Алексей Григорьев. — То есть кроме наименования он отличается от более ранних двигателей практически всем». Среди особенностей ВК-2500М – повышенная мощность при сниженной массе, модульность конструкции, возможность эксплуатации по техническому состоянию.

ОДК разработала и успешно испытала еще одну модификацию ВК-2500 – это двигатель ВК-2500ПС с улучшенными эксплуатационными характеристиками. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Базовое применение ВК-2500ПС – гражданский вертолет Ми-171А2.

Мы стремимся к тому, чтобы сделать не просто эволюционный, а революционный шаг в развитии силовых установок для вертолетов

Алексей Григорьев, генконструктор АО «ОДК-Климов» 

«При этом ВК-2500М все-таки остается классическим газотурбинным двигателем Следующий шаг, самый основательный – это переход к действительно перспективному изделию – ПДВ. Не буду классифицировать его по поколениям, однако отмечу, что мы стремимся к тому, чтобы сделать не просто эволюционный, а революционный шаг в развитии силовых установок для вертолетов», – сказал Алексей Григорьев.

В ПДВ планируется в максимальной степени использовать новые конструкционные материалы, в том числе, неметаллические. При создании ПДВ предполагается широко использовать опыт работ по двигателю ВК-2500М.

В своем выступлении генконструктор отметил значение развития технологий для расширения возможностей новых двигателей. По словам представителя ОДК, это в первую очередь – аддитивные технологии, которые являются «главным движущим элементом, толкающим конструкторов на новые решения». Большое значение имеет и стремительное развитие беспилотных технологий, так как требования к двигателям пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов кардинально отличаются.

«Еще одно направление развития вертолетной техники, которое мы сегодня наблюдаем – это замена главного редуктора на электропривод. При такой схеме в силовую установку входят уже не двигатель и главный редуктор, а двигатель постоянного тока, который вращает винт напрямую. Такие решения уже существуют и так или иначе прорабатываются», – сказал Алексей Григорьев.

Серия открытых встреч с генеральными конструкторами ведущих оборонных предприятий России – «Диалоги с конструктором» – прошла в рамках «Инновационного клуба» на форуме «Армия-2017». Мероприятия посетили студенты и аспиранты ведущих технических вузов, представители стартапов и малых инновационных предприятий, образовательных и инжиниринговых центров, военнослужащие научных рот Российской армии, молодые ученые Московской области и воспитанники образовательного центра «Сириус».