Ростех внедряет «цифровое» производство в двигателестроении

ОДК

Ростех внедряет «цифровое» производство в двигателестроении

 

Ростех начинает внедрение аддитивных технологий при производстве перспективных российских газотурбинных двигателей, которые будут сертифицированы в 2025 – 2030 годах. Для этого Госкорпорация создает единый Центр аддитивных технологий.

Аддитивные технологии, или технологии послойного синтеза, – одно из наиболее динамично развивающихся направлений «цифрового» производства. Их применение позволяет  изготавливать сложные и уникальные детали с минимальным использованием дорогостоящей оснастки и механообработки, а значит, снижает стоимость изготовления продукции.

Единый центр аддитивных технологий (ЦАТ) будет создан на базе рыбинского НПО «Сатурн» (входит в ОДК) – в настоящий момент здесь уже представлены все перспективные и наиболее востребованные промышленностью направления аддитивных технологий.  За создание центра выступили крупнейшие представители российской авиационной отрасли: ОАК, Роскосмос, ОДК, «Вертолеты России», КРЭТ, «Технодинамика», а также представители Российско-Сингапурского делового совета. В настоящее время идет формирование рабочей группы для реализации проекта создания ЦАТ Ростеха.

Внедрение аддитивных технологий позволит в три раза снизить время и вдвое сократить стоимость изготовления серийных деталей

ЮРИЙ ШМОТИН, замгендиректора – генконструктор ОДК 

«Внедрение аддитивных технологий позволит в три раза снизить время и в два раза сократить стоимость изготовления серийных деталей. Новые газотурбинные двигатели ОДК, которые мы планируем сертифицировать в 2025-2030 годах, безусловно, будут выполнены с применением аддитивных технологий. Детали, изготовленные этим методом, будут составлять до 20% общей массы двигателя. Для сокращения сроков внедрения АТ в производство мы намерены объединить усилия с другими российскими компаниями», – отметил заместитель гендиректора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.

Сегодня центр аддитивных технологий специализируется на изготовлении деталей, моделей и узлов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Здесь также представлены сопутствующие технологии: термообработка, лазерная сварка и перфорация, мощнейшая металлургическая лаборатория, компьютерная томография, электронная микроскопия, лаборатория бесконтактной оптической оцифровки и реверс инжиниринга.

Центр решает многие ключевые научно-технические и технологические задачи, такие как сокращение цикла и стоимости изготовления деталей двигателей, а также использование в конструкции материалов, формообразование которых традиционными технологиями либо невозможно, либо чрезвычайно затратно.

На «Сатурне» разработан и апробирован процесс изготовления деталей селективным сплавлением, начиная от разработки 3D модели, заканчивая функциональной деталью. Внедряются инновационные принципы проектирования, например, так называемый бионический дизайн. Центр активно участвует в работах по получению отечественных металлопорошковых композиций – в первую очередь, проводимых ВИАМ. В 2015 – 2016 годах более 300 различных опытных деталей, изготовленных селективным сплавлением из кобальтового, титанового сплавов, нержавеющей стали, успешно прошли стендовые испытания в составе двигателей.