Исполнилось 50 лет с момента первого полета Ка-25

Исполнилось 50 лет с момента первого полета Ка-25

 

Впервые серийный вертолет Ка-25ПЛ поднялся в небо 25 апреля 1965 года на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ). Отличительной особенностью первого в стране боевого вертолета стало наличие сложных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, позволявших работать круглосуточно и в сложных погодных условиях.

К созданию корабельного вертолета нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, конструкторы ОКБ Н.И. Камова приступили в 1956 году. 26 апреля 1961 года опытный образец Ка-25 впервые поднялся в воздух (в документах он значился как изделие «Д»).

Поскольку альтернативы вертолету «Д» в начале 60-х годов не существовало, решение о его серийном производстве было принято еще на ранних этапах испытаний.  Коллектив Улан-Удэнского авиационного завода, входящего сегодня в состав концерна «Вертолеты России», приступил к освоению опытного вертолета Ка-25. Лишь через четыре года серийная машина совершил свой первый 30-минутный полет.

Серийный выпуск вертолета Ка-25 на У-УАЗе стал логичным продолжением вертолетного производства – ранее предприятие выпускало Ка-15 и Ка-18, предназначенные для авиации ВМФ. Сложная механика колонки несущих винтов, клеевые соединения в лопастях, антикоррозийная защита всех узлов, применение стеклопластиков, большое количество радиоэлектроники требовали качественно нового технологического уровня и серьезного подготовительного периода. Были созданы новые лаборатории, радиотехнический комплекс, серийно-конструкторский отдел. Тогда же было освоено производство цельнометаллических лопастей несущего винта по оригинальной технологии, остающейся в производстве до сих пор.

Ка-25 выпускали до середины 70-х годов. В процессе эксплуатации машина неоднократно модернизировалась. С 1965 по 1974 год завод изготовил и передал в войсковые части авиации Военно-морского флота 250 вертолетов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц, Ка-25ПС, Ка-25БТ. Большое количество модификаций способствовало повышению эффективности ударных и оборонных функций боевых группировок кораблей на морских и океанских просторах. Всего для Военно-морского флота было построено 16 различных модификаций Ка-25. Машины экспортировались в Болгарию, Вьетнам, Индию, Югославию.



В зимнюю навигацию 1978-1979 годов впервые в истории освоения Арктики вертолет Ка-25, оборудованный обзорным радиолокатором и авиагоризонтом, принимал участие в проводке судов по Северному морскому пути в условиях полярной ночи. Группа из 12 человек обеспечивала круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, осуществляя на Ка-25ПЛ разведку морских льдов. Вертолет базировался на атомном ледоколе «Сибирь». В экстремальных погодных условиях полярной ночи, когда сила ветра достигала 35 м/с, а температура воздуха опускалась до минус 50 градусов по шкале Цельсия, вертолет летал по 5-6 часов в сутки на высоте 15-20 метров. 

После появления в 1981 году более совершенных Ка-27ПЛ вертолеты Ка-25ПЛ начали постепенно списывать. До середины 90-х годов на флоте прослужили только Ка-25Ц. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируется в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, а также в музеях в подмосковном Монино и Ханое (Вьетнам).