Глеб Котельников – создатель первого ранцевого парашюта

Глеб Котельников – создатель первого ранцевого парашюта


30 января 1872 года родился изобретатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников. Любопытна история этого изобретения, не вполне типичная для мира техники. 

Глеб Котельников с детства увлекался музыкой и театром, пел, играл на скрипке, участвовал в самодеятельных спектаклях. Котельников также любил мастерить различные игрушки и модели. После окончания Киевского военного училища, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас. Чуть позже Глеб Котельников стал профессиональным актером. 

24 сентября 1910 года Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Санкт-Петербурге. В нем с показательными полетами принимал участие знаменитый летчик Лев Мациевич. На своем «Фармане» он совершил уже несколько взлетов. А во время последнего, по просьбе главнокомандующего Российскими воздушными силами великого князя Александра Михайловича, пожелавшего увидеть какое-нибудь авиационное достижение, решил взлететь на максимально возможную высоту. Самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи.  

«Котельников был очевидцем той катастрофы, – рассказывает историк авиации Георгий Черненко, – и она произвела на него такое впечатление, что он решил придумать какое-то средство спасения авиаторов».

В начале XX века спасательные купола уже использовались воздухоплавателями. Они напоминали длинные сложенные «зонты», закрепленные на самолете, были крайне ненадежны и тяжеловесны, поэтому использовались редко.

Котельников решил сделать для летчиков средство экстренного реагирования, которое всегда было бы под рукой. Всего за 10 месяцев он придумал и разработал металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ящик, в нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение – парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) – в России, но почему-то неудачно. Вторую попытку он предпринял уже во Франции, 20 марта 1912 года, – и получил патент за № 438612.

Первые испытания РК-1 были проведены с помощью автомобиля. После того как машина достигла максимальной скорости, Котельников дернул за спусковой ремень. Купол мгновенно раскрылся, и его сила торможения заставила двигатель заглохнуть.

Затем парашют испытывали с использованием манекена весом около 80 кг. Его сбрасывали с аэростата несколько десятков раз. 100 процентов приземлений прошли успешно. Но устройство все же не было принято на вооружение русской армии – великий князь Александр Михайлович был убежден, что «парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!»

В январе 1913 года во Франции, в Руане, студент Петербургской консерватории Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Все прошло безупречно – и изобретение Котельникова получило признание за рубежом.

Только после этого, в начале Первой мировой войны, российским летчикам удалось убедить командование в необходимости снабжения экипажей самолетов средствами спасения. И вскоре Котельникову предложили принять участие в промышленном изготовлении парашютов РК-1.

В советские годы изобретатель несколько раз модернизировал свой парашют, увеличивая его грузоподъемность. К 1924 году он изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 м. На нем уже можно было опускать груз массой до 300 кг.

Управлять приземлением в то время еще не умели – крепление купола происходило в одной точке, и парашютист просто болтался под ним.

«Котельников разделил стропы на две половины и прикрепил их к плечам», – поясняет Черненко. Парашютисты получили возможность маневрировать во время спуска. И эта  идея изобретателя тоже используется до сих пор.

В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения государству. Для дальнейшего их усовершенствования ему не хватало профессиональных знаний. Доработкой его идей занялись лучшие инженеры и конструкторские бюро. 

Современные конструкторы – в том числе из НИИ парашютостроения (входит в холдинг «Авиационное оборудование» Госкорпорации Ростех) – развили принципы Котельникова до невероятных высот. Сегодня парашюты способны погасить скорость космических кораблей при посадке на землю и обеспечить мягкое приземление грузу весом до 70 тонн.

Но изобретатели уверены, что и это не предел, и продолжают экспериментировать: с формой крыла, аэродинамическими свойствами, материалами – делая парашют еще более маневренным, удобным и надежным.