Чемпионы по грузоподъемности

Чемпионы по грузоподъемности


В 2015 году исполняется 50 лет одному из самых известных мировых рекордов грузоподъемности, установленному вертолетом Ми-10. Сегодня, спустя полвека с того дня, российские тяжелые вертолеты продолжают оставаться лучшими в своем классе, занимая первые четыре строчки в рейтинге самых больших винтокрылых машин мира.

Один из рекордов, поставленных на вертолете Ми-10, был зарегистрирован в 1965 году. Тогда машина смогла поднять груз весом более 15 тонн на высоту 2840 метров. Однако это было не первым и далеко не последним достижением вертолета. Всего на Ми-10 лучшие мировые показатели были побиты нашими летчиками восемь раз.

Специализированный военно-транспортный вертолет Ми-10 называли «летающим краном». Он был создан на основе тяжелого транспортного Ми-6 с максимальным использованием его частей и деталей, но отличался узким фюзеляжем, оригинальным высоким четырехопорным шасси, позволявшим «наруливать» на крупногабаритные грузы высотой до 3,5 метра или подвозить их на платформе под фюзеляж. Общая масса вертолета достигала 38 тонн.

Ми-10 был разработан на Московском вертолетном заводе имени М.Л. Миля (ныне входит в холдинг «Вертолеты России»). Впервые он поднялся в воздух в 1960 году. Впоследствии было создано несколько модификаций этого вертолета: для радиоразведки, для транспортировки универсальной полевой лаборатории, для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС дальнего обнаружения и для наведения авиации на цели, а также «коротконогая» версия машины.

«Летающие краны» использовались в СССР для транспортных перевозок, при монтаже буровых установок в газо- и нефтепромысловых районах Восточной Сибири и Крайнего Севера, на уникальных монтажных работах при строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Эти машины позволяли значительно сократить время работ и их стоимость. Но выпущено их было не так много – всего 24 экземпляра.

Ми-6, на основе которого был создан описанный выше «летающий кран», вообще на долгие годы определил мировое лидерство отечественного вертолетостроения. В 1953 году, когда началась его разработка, по своим летно-техническим характеристикам он значительно превосходил все зарубежные вертолеты.

Компоновочная схема Ми-6 (с двумя ГТД и фюзеляжем с большой грузовой кабиной и задним грузовым люком) стала классической и образцовой для многих отечественных и зарубежных моделей. Несущий винт диаметром 35 м обеспечивал подъем машины взлетной массой 48 тонн, а главный редуктор передавал от двух ГТД мощность 8090 кВт. Для тех лет это было выдающимся достижением науки и техники.

Первый полет Ми-6 состоялся 5 июня 1957 года. А в конце 1959-го началось серийное производство этих вертолетов, продолжавшееся до 1981 года. Всего было построено 860 машин в военных и гражданских модификациях. Вертолеты поставлялись за рубеж: во Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Китай, Перу, Польшу, Сирию и Эфиопию.

Ми-6 принадлежит 16 международных рекордов. В том числе абсолютные: подъем груза 5000 кг на высоту 5584 м и максимального груза 20 117 кг на высоту более 2000 м; достижение скорости 300,377 км/ч по замкнутому маршруту 1000 км с грузом 5000 кг; скорости 315,657 км/ч по замкнутому маршруту 500 км; скорости 320 км/ч на базе 15-25 км и, наконец, скорости 340,15 км/ч по замкнутому маршруту 100 км, установленный 26 августа 1964 года и остающийся непревзойденным до настоящего времени.

Благодаря этим рекордам вертолет Ми-6 был признан не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом в мире. А конструкторскому бюро М.Л. Миля в 1961 году был присужден Международный приз имени И.И. Сикорского – «как признание выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства».

Легендарный Ми-12, официально именуемый В-12, – это самый большой и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Масса В-12 – 105 тонн. Над землей его поднимали два винта, расположенные на крыльях по бокам машины, которые приводились в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ.

Разработка вертолета-гиганта, способного перевозить грузы весом свыше 30 тонн, началась в ОКБ Миля в конце 50-х годов прошлого века. Размеры Ми-12 поражают до сих пор. Диаметр каждого винта – 35 м, размах крыльев – 37 м. Внутри вертолета легко могли разместиться 220 человек. Машина была способна пролететь 1000 км при нормальной нагрузке в 25-30 тонн, на крейсерской скорости 240 км/ч.

Ми-12 тоже установил немало рекордов. К примеру, в августе 1969 года он поднял в воздух 44 300 кг. Это достижение не повторено пока никем.

Однако этот проект был закрыт вскоре после его создания. Министерство обороны перестало нуждаться в машинах такой грузоподъемности. В итоге было построено всего два экземпляра В-12. Оба в настоящее время являются музейными экспонатами: МВЗ имени М.Л. Миля в Панках и авиационного музея в Монино.

Крупнейшим серийным вертолетом в мире сегодня является вертолет Ми-26. Его максимальная взлетная масса равняется 56 тоннам (при собственной массе 30 тонн). Площадь, которую покрывают винты Ми-26, превышает 800 кв. м, а высота вертолета сопоставима с высотой трехэтажного дома. Внутри машины могут разместиться 82 десантника с вооружением или – в санитарном варианте – 60 носилок с ранеными. При этом скорость, которую способна развить эта машина, достигает отметки 295 км/ч.

Ми-26 был разработан на Московском вертолетном заводе им. Миля. Он поднялся в воздух 14 декабря 1977 года и за время свой эксплуатации установил уже 14 мировых рекордов.

Вертолеты Ми-26 использовались во врем войны в Афганистане для перевозки грузов, доставки пополнений и эвакуации раненых. Работали на территории бывшей Югославии, в Сомали, Камбодже, Индонезии и других странах в составе миротворческих миссий ООН. В 1986 году – участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 2002 году– оказывали помощь вооруженным силам США при транспортировке на американскую базу в Баграме сбитый вертолет Боинг CH-47 «Чинук» – самую тяжелую винтокрылую машину армейской авиации США.

Сегодня вертолет Ми-26 продолжает широко применяться при борьбе с пожарами и во время стихийных бедствий. Вот уже более 30 лет он остается рекордсменом. Соперников у него по-прежнему нет. А вот преемники – появляются. Не так давно холдинг «Вертолеты России» провел модернизацию машины и создал новый вариант Ми-26 – Ми-26Т2, способный выполнять задачи в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в том числе и над безориентирной местностью.