Вертолеты, автомобили и титан. Совместные проекты Ростеха и Китая

Вертолеты, автомобили и титан. Совместные проекты Ростеха и Китая


Заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Дмитрий Шугаев дал интервью газете «Жэньминь жибао». Он рассказал о деятельности Ростеха и совместных проектах с компаниями из КНР.

Дмитрий Шугаев поделился с китайскими журналистами информацией о текущем положении Ростеха на мировом рынке и целями Госкорпорации. Он отметил, что предприятия Ростеха работают в области автомобилестроения, вертолетостроения, двигателестроения, авиастроения, металлургии, фармацевтики и т.д. Ростех активно участвует в развитии информационных технологий и телекоммуникаций. В настоящее время на гражданскую продукцию приходится около 55% выручки корпорации. 

Среди наиболее ярких компаний, известных зарубежным партнерам, Дмитрий Шугаев назвал КАМАЗ. Основной производитель российской грузовой техники в последние годы, благодаря вхождению в Ростех, стал совершенно новым. Предприятие тесно сотрудничает с автоконцерном Daimler, американской компанией Cummins Inc, немецкой фирмой Zahnrad Fabrik. В течение вот уже 12 лет КАМАЗ доказывает качество и надежность своих автомобилей победами в ралли «Дакар». 

Отдельно замглавы Ростеха выделил инновационную продукцию дочерних компаний корпорации. Так, например, в 2013 году был разработан и впервые представлен смартфон YotaPhone с двумя экранами, один из которых всегда включен. Созданный российской компанией Yota Devices, он вызвал большой резонанс по всему миру. Эксперты в области мобильных технологий подчеркивали, что смартфон – принципиально новый российский продукт.

За короткое время YotaPhone получил ряд престижных наград: премию «Золотой лев» в категории «Инновации» на Международном фестивале «Каннские львы» и диплом The Best of CES на выставке потребительской электроники CES 2013.

Реалии российско-китайского партнерства 

Дмитрий Шугаев подробно рассказал о российско-китайском ЭКСПО в Харбине и компаниях Ростеха, представленных в его рамках. На форуме Госкорпорацию представляют компании, отвечающие за основные направления российско-китайского сотрудничества: холдинг «Вертолеты России», НПО «Сатурн», «РТ-Химкомпозит», КАМАЗ, «Станкопром», НПК «Техмаш», «Росэлектроника», МКБ «Компас» и «Швабе». Это компании, работающие в автомобилестроении, станкостроении, машиностроении, электронной промышленности и оптике. Дмитрий Шугаев выразил надежду, что в рамках ЭКСПО Ростеху удастся провести плодотворные переговоры с китайскими партнерами по конкретным проектам.

Особое внимание Ростех уделяет стратегическому сотрудничеству с Китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности (China Aerospace Science and Industry Corporation, CASIC).

Вертолетостроение

Холдинг «Вертолеты России» поставляет в Китай вертолетную технику, создает сервисный центр,  организует сборочное производство. Россия и Китай реализуют проект по разработке перспективного тяжелого гражданского вертолета.  Над этим проектом работают «Вертолеты России» и Avicopter. Avicopter является инвестором программы и головным разработчиком, а «Вертолеты России» – соисполнителем, разработчиком и поставщиком отдельных систем. За основу для дальнейшей работы взята версия вертолета со взлетной массой 38,2 тонны, удовлетворяющая требованиям китайских эксплуатантов. 

В настоящее время холдинг завершает контракт с компанией Poly Technologies на поставку в Китай в 2012–2014 годах 52 вертолетов Ми-171Е на общую сумму около 600 млн долларов. На сегодняшний день уже поставлено 44 машины, остальные восемь должны быть переданы до конца 2014 года. При этом в 2013 году вступил в силу контракт на поставку в КНР до 2015 года 20 вертолетов Ка-32А11ВС. Совместное предприятие Sino-Russian Helicopter Technology оснащает сервисный центр оборудованием, необходимым для технического обслуживания вертолетов Ми-8/17 и Ка-32. Что касается организации сборки вертолета Ка-32, то в сентябре 2013 года начата разработка технической части проекта. Планируемый объем производства – 70-80 единиц до 2025 года.

Электроника, химия и машиностроение

Корпорация ВСМПО-АВИСМА поставляет титановую продукцию, «РТ-Химкомпозит» занимается техническим перевооружением коксохимических производств Китая и разработкой новых технологий. «Росэлектроника» и «Швабе» реализуют проекты в области электроники и оптоэлектроники. КРЭТ и «Авиационное оборудование» – в области авиационных бортовых систем и агрегатов для гражданской авиации. АВТОВАЗ и КАМАЗ закупают в Китае комплектующие.

Производство ресурсов



С китайской корпорацией «Шэньхуа» сотрудничает дочерняя компания Ростеха «РТ-Глобальные ресурсы». Стороны изучают возможность реализации совместных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. Речь идет о перспективе строительства угольного морского терминала в Приморском крае «Порт Вера» и совместного участия в добыче полезных ископаемых, в частности, в освоении Огоджинского угленосного района в Амурской области. Проект предусматривает создание добывающих и обогатительных мощностей, а также объектов транспортной и сопутствующей инфраструктуры. Суммарные инвестиции оцениваются в 5 млрд долларов. В результате реализации проекта к 2019 году планируется добыча угля на уровне 30 млн тонн в год.

Потенциальные сферы сотрудничества 

Авионика, станкостроение и экология – наиболее приоритетные сферы работы. Так, с 2012 года состоялись две встречи специалистов авиационных холдингов Ростеха (КРЭТ и «Авиационное оборудование») и китайских компаний AVIC Avionics Systems и AVIC Electro-Mechanical Systems. Наибольший интерес представляет организация совместных работ по созданию перспективных комплексов бортового оборудования следующего поколения и их систем, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке.

У Ростеха с 2011 года заключено соглашение о намерениях сотрудничества с китайской корпорацией Poly Croup. В 2013 году состоялись переговоры генерального директора Корпорации Сергея Чемезова с генеральным директором корпорации Poly Group Чжан Чжэньгао. В настоящее время дочернее предприятие «Станкопром» ведет переговоры с компанией Poly Technologies и даляньской станкостроительной корпорацией DMTG о направлениях и формах дальнейшего сотрудничества. В частности, рассматривается проект создания в России совместного предприятия по производству станков с ЧПУ и обрабатывающих центров.