«Вертолеты России» работают над импортозамещением

«Вертолеты России» работают над импортозамещением


Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев во время VII Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2014 рассказал о планах и экономических показателях холдинга, перспективных моделях и международном сотрудничестве.

«В этом году наша основная задача – актуализация новых проектов, основы которых были заложены в последние несколько лет», – рассказал Александр Михеев в интервью ресурсу Aviation Explorer. Много внимания руководство холдинга уделяет проведению сертификационных испытаний и запуску в серийное производство новой авиатехники, включая Ми-38, Ми-17А2, Ка-226, «Ансат». «Наша задача – максимально оперативно отработать программу испытаний, получить сертификат АР МАК и организовать запуск этих моделей в серийное производство», – подчеркнул генеральный директор «Вертолетов России».

Важный момент работы – проведение маркетинговых исследований и переговоров с потенциальными покупателями и заказчиками. В этом направлении Александр Михеев особо выделил Ми-38 – высокоперспективную машину в классе между Ми-8/17 и Ми-26, отметив, что со стороны потребителей к ней уже проявлен интерес. Этот вертолет может использоваться при реализации проектов развития территорий, выполняя перевозки пассажиров и грузов. В контексте Ми-38 руководитель холдинга «Вертолеты России» отметил, что начались достаточно интенсивные программы освоения Арктики с применением авиации в северных широтах. «И в этом плане мы рассматриваем возможности наших вертолетов Ми-17, Ми-26, Ми-38», – отметил Александр Михеев.

В нынешних условиях отечественному авиапрому приходится работать в динамичных условиях рынка, конкурируя и взаимодействуя с иностранными производителями. «Никто на месте не стоит: развиваются технологии, научно-технические заделы. Сегодня мы широко смотрим на развитие холдинга как инновационной структуры, это одна из наших приоритетных задач», – подчеркнул Александр Михеев.

О сотрудничестве с Китаем

Рассказывая о развитии совместной программы с китайской корпорацией Avicopter по проекту Advanced Heavy Helicopter (перспективный тяжелый вертолет), глава российского вертолетостроительного холдинга отметил, что ее цель – обеспечение выполнения различных миссий на территории КНР. Будущий вертолет будет китайским продуктом.

«Консультации между холдингом «Вертолеты России» и Avicopter идут с 2008 года. За последние несколько месяцев мы существенно продвинулись в определении облика перспективного вертолета. Определены основные параметры проекта. Но эта работа пока еще не завершена, – сказал Александр Михеев. – Надеюсь, что в этом году мы определим технический облик вертолета и в дальнейшем обсудим статус этого проекта».

«Это многообещающий проект, который в принципе дает развитие и программу работ для конструкторского бюро имени М.Л. Миля. Это будет продукт с использованием технологий Ми-26, но не Ми-26. Речь идет об абсолютно новой машине другого класса и взлетного веса, которая будет создана с использованием нашего научно-технического задела».

Надеемся, что в короткие сроки при поддержке правительства мы сможем создать эффективную систему импортозамещения. Но нам еще предстоит проделать большой объем работ по этой непростой теме

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев

О программе импортозамещения

Разработана программа импортозамещения. Ее реализацию контролирует руководство страны. «Активно работаем, отрабатываем с Минпромторгом возможные пути задействования российских ОКБ и промышленных предприятий, чтобы в дальнейшем исключить риски. Организационно работа по линии импортозамещения в холдинге ведется специальной группой. Она создана, за реализацию решений отвечают конкретные лица», – сказал Александр Михеев.

«Вертолеты России» провели консультации с предприятиями, включенными в состав Госкорпорации Ростех, такими как КРЭТ, «Авиационное оборудование». «Надеемся, что в короткие сроки при поддержке правительства мы сможем создать эффективную систему импортозамещения. Но нам еще предстоит проделать большой объем работ по этой непростой теме. Требуют внимания узлы, агрегаты, различные компоненты и материалы, которые влияют на производство конечных изделий», – подчеркнул Александр Михеев.

Комментируя хорошие экономические показатели деятельности холдинга, его руководитель сказал: «Мы находимся в тренде развития. Это касается вопросов эффективного управления холдингом, финансовых показателей, роста объемов производства вертолетной техники и его эффективности, повышения уровня заработной платы и производительности труда».

У «Вертолетов России» – значительный объем заказов и достаточно большой объем валютной выручки. По итогам прошлого года он составил 410 млрд рублей с ростом 10%. Рентабельность по EBITDA находится на уровне 19%, что соответствует мировым стандартам. «Мы полностью используем создавшуюся ситуацию, чтобы максимально оперативно провести модернизацию производства, освоить передовые технологии и производственные процессы, вложиться в развитие предприятий, инфраструктурной базы, аэродромной сети, летно-испытательных станций».

Сегодня в развитии холдинга наступил новый этап. «В ходе предыдущих этапов мы консолидировали отрасль, а сегодня занимаемся управлением бизнес-процессами, формированием продуктов, которые бы позволяли эффективно управлять всей вертолетной отраслью. Эта наша задача на ближайшие два-три года».

О перспективных продуктах

Говоря о перспективных продуктах, что скоро поступят в коммерческую эксплуатацию, Александр Михеев особо остановился на Ка-62. Он напомнил, что по этой машине у «Вертолетов России» уже есть подписанные контракты. Изготовлены три прототипа для проведения сертификационных испытаний, все необходимые для них иностранные комплектующие поставлены и находятся на заводе-изготовителе.

Мы консолидировали отрасль, а сегодня занимаемся формированием продуктов, которые бы позволяли эффективно управлять всей вертолетной отраслью

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев

Первый полет опытного образца Ка-62 ожидается в этом году. Сейчас идет подготовка к статическим и летным испытаниям.

«Ка-62 – уникальная машина по своим характеристикам. В вертолет заложено много новых технологических решений, таких как широкое использование композиционных материалов, противоударная топливная система. Редуктор изготовлен на основе технологии австрийской компании по документации конструкторского бюро Камова», – сказал Александр Михеев.

Внимательного подхода требует тема легких вертолетов. Сегодня отечественные модели здесь представлены слабо, а иностранные конкуренты сильны. «Нам не так-то легко начинать собственные программы по легким вертолетам, потому что конструкторские бюро Миля и Камова сейчас сильно загружены. Нам надо зарубежных конкурентов превратить в партнеров», – считает Александр Михеев. Примером может служить взаимодействие с AgustaWestland по СП Helivert, что занимается сборкой AW139.

Общий подход холдинга сформулирован следующим образом: «Нам надо удержать свою традиционную нишу. В денежном выражении сегодня мы держим 14% мирового рынка. Перед нами стоит задача за следующие два-три года подтянуться до 18-20%, развивать свои платформы и продукты, которые сегодня в тренде. По легким вертолетам мы делаем ставку на союз с глобальными производителями, которые уже представлены в данной нише».

Международное сотрудничество активно развивается, в частности в направлении вертолетных двигателей. Например, двигатели французской компании Turbomeca уже выбраны для вертолетов Ка-226Т и Ка-62. Следующим шагом может стать взаимодействие по перспективному скоростному вертолету. Он находится на стадии НИР – эскизный проект. «Мы обсуждаем различные направления, звучат предложения наших партнеров по этой программе, а также по увеличению их присутствия на наших уже летающих платформах», – добавил Александр Михеев.