Приближали Победу

Приближали Победу


Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без самоотверженной работы тружеников советского тыла. В том числе рабочих оборонных заводов, руками которых создавались танки и самолеты, артиллерийские орудия и подводные лодки, стрелковое оружие и боеприпасы…

Среди предприятий, входящих сейчас в состав Госкорпорации Ростех, немало заводов, действовавших (а часто и специально созданных) в годы Великой Отечественной войны в интересах фронта. К настоящему времени многие из них поменяли свою специализацию на мирную, гражданскую. Некоторые продолжают выпускать продукцию оборонно-промышленного характера, обеспечивая безопасность страны.

Пермский моторный завод (в годы войны он назывался «Моторостроительный завод № 19») производил двигатели для авиации. На его территорию в 1941-м было эвакуировано шесть различных предприятий. За пять военных лет здесь было выпущено более 30 000 моторов для советских истребителей И-16, И-153, Ла-5, Ла-7 и бомбардировщиков Су-2, Су-4, Ту-2. На Пермском моторном заводе, как, впрочем, и на многих других, в годы Великой Отечественной работали совсем молодые рабочие, некоторым было по 12-14 лет.

В послевоенные годы коллектив завода 19 раз становился победителем Всесоюзного соревнования, был награжден орденом Красного Знамени.

Сейчас на Пермском моторном заводе налажено серийное производство авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа.

Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) было одним из важнейших предприятий по разработке и производству металлургических сплавов. Оно было открыто в 1933 году под Москвой, на станции Сетунь, и называлось типично для того времени – «Завод № 95». Именно здесь еще до войны были разработаны сплав повышенной прочности М-95 для силовых элементов бомбардировщика АНТ-40, а также ковочные сплавы АК5 и АК6, из которых делались детали авиационных двигателей.

В годы Великой Отечественной войны предприятие эвакуировали на Урал, в Верхнюю Салду. Завод трудился так, что его проектные мощности были превышены в шесть раз. Продукция завода полностью обеспечивала потребности советской военной авиации, применялась в судо- и танкостроение, производстве боеприпасов и вооружения.

Сейчас ВСМПО входит в корпорацию ВСМПО-Ависма, которая является одним из крупнейших в мире производителей титана.

Ижевский машиностроительный завод («Ижмаш», Концерн «Калашников») во время войны стал основным центром производства стрелкового оружия. Освоение новых видов здесь шло грандиозными темпами. Уже в 1941 году в сутки (!) завод выпускал 12 тысяч винтовок Мосина. Производство противотанкового ружья Дегтярёва было освоено менее чем за месяц.

На «Ижмаше» в годы войны выпускались также знаменитые противотанковые ружья Симонова, авиационные пулеметы Березина (УБ-12,7), пистолеты ТТ, револьверы Нагана.

Сегодня Концерн «Калашников» является многопрофильным промышленным предприятием. Занимается производством и испытанием боевого стрелкового оружия, спортивно-охотничьего оружия, авиационных пушек, высокоточных управляемых артиллерийских снарядов, контрольно-проверочных машин комплексов, а также станков и высококачественного инструмента.

Казанский вертолетный завод, называвшийся в годы войны «Заводом № 387», производил, начиная с 1941 года, легендарные У-2 – легкие ночные бомбардировщики, многоцелевые бипланы Поликарпова. Этот небольшой самолет приводил врага буквально в ужас. По-2 поднимал до 350 кг боеприпасов, а за одну ночь мог совершить несколько боевых вылетов. В итоге одна «швейная машинка», как называли самолет фашистские захватчики», сбрасывала на головы врага боеприпасов больше, чем тяжелый бомбардировщик.

За годы войны завод изготовил 11 тысяч бипланов У-2. А после Победы здесь началось производство вертолетов семейства Ми.

Сейчас Казанский вертолетный завод является одним из лидеров в своей отрасли. К сегодняшнему дню он выпустил более 10 тысяч вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций.

Завод «Авиаагрегат» с 1941 по 1945 годы специализировался на производстве комплектующих для авиастроения. В частности, он производил воздушные винты и обеспечивал своей продукцией девять авиационных заводов. За годы войны на «Авиаагрегате» было произведено более 90 000 винтов, половина из которых – для легендарного штурмовика Ил-2.

История завода началась в 1932 году в поселке Ступино Московской области. Однако в первые месяцы Великой Отечественной производство было эвакуировано в Куйбышев (ныне Самара).

Сегодня «Авиаагрегат»  занимается в основном проектированием и производством шасси для самолетов различных типов.

Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) до войны имел наименование «Завод № 217». Основан же он был еще в 1837 году швейцарским подданным Теодором Швабе. 7 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации 217-го завода в Свердловск. За 28 дней полностью вывезли оборудование, лабораторию предприятия, материалы, полуфабрикаты, инструменты, техническую документацию, а также библиотеку фирмы «Швабе». На Урал выехали 10 тысяч рабочих и их семей. В целом для эвакуации завода потребовалось 10 эшелонов, насчитывавших 630 вагонов.

За годы войны завод произвел и поставил фронту десятки тысяч оптических приборов: авиационных бомбардировочных прицелов, артиллерийских буссолей, теодолитов и топопривязчиков. Именно здесь производили приемники к пулемету «Максим» и узел затвора к легендарной «Катюше».

Сейчас УОМЗ – одно из основных предприятий оптического холдинга «Швабе», продукция которого продается в 83 странах мира.

Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС) начал строиться в 1934 году как завод зеркальных отражателей. В 1939-м была выпущена первая партия прожекторных зеркал диаметром 1,5 м для зенитных установок противовоздушной обороны. Этот же год считается датой основания завода.

В октябре 1941 года была разработана технология производства прозрачного бронестекла. Его производили на основе незакаленного силикатного стекла без применения дефицитного сталинита. Стоимость комплекта такого стекла существенно снизилась: с 14 тысяч рублей до четырех.

В 1942 году на Лыткаринском заводе было налажено производство таких бронестекол для самолетов ИЛ-2, ЛА-6 и ЯК-1, а также прожекторных отражателей диаметром 600-1500 мм, смотровых призм для танков и другой продукции для фронта.

Сегодня ЛЗОС является ведущим предприятием России по разработке и изготовлению приборов дневного и ночного видения, обеспечивающих систему обзора в объектах бронетанковой техники, крупногабаритных объективов авиационного и космического базирования и астрономических зеркал. Предприятие также входит в состав холдинга «Швабе».

Тульское КБ приборостроения было создано 1 октября 1927 года при Тульском оружейном заводе – для проектирования и разработки стрелкового оружия. Здесь, еще в 1931 году, был создан знаменитый пистолет ТТ (Тульский, Токарев). Во время Второй мировой завод производил авиационные пулеметы ШВАК, ШКАС, УБ, а также авиационные пушки ВЯ и Б-20. Оружием разработки тульских конструкторов было оснащено свыше 80 процентов самолетов советских ВВС.

В 40-50-е годы Конструкторское бюро разработало 9-мм пистолет ПМ (пистолет Макарова), 9-мм автоматический пистолет АПС (пистолет Стечкина) , 23-мм авиационная пушка АМ-23, 23-мм зенитный автомат 2А7 для ЗСУ «Шилка», 23-мм зенитная установка ЗУ-23 с зенитным автоматом 2А14.

Позднее здесь же родились первые образцы управляемого ракетного вооружения, в том числе, высокоточного: противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Э», комплекс управляемого артиллерийского вооружения «Краснополь М-2», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Тунгуска» и «Панцирь-С1», а также зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик (Каштан)».

Сегодня это одно из крупнейших предприятий оборонной промышленности России носит имя академика А. Г. Шипунова, входит в холдинг «Высокоточные комплексы» и занимается разработкой управляемого оружия для сухопутных войск, систем противовоздушной обороны, скорострельных пушек и боевого стрелкового оружия.

Завод «Кузнецов», история которого началась еще в 1912 году, в советское время имел порядковый № 24. В октябре 1941-го завод был эвакуирован из Москвы в Куйбышев. В его цехах производилась сборка двигателей для штурмовиков Ил-2. В качестве силовой установки использовался мотор АМ-38 разработки Александра Микулина. Форсированный АМ-38 Ф имел увеличенную мощность и мог работать не менее 10 минут на высотах до полутора км на взлетном режиме.

В кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве, было возобновлено на новой площадке. И за годы войны «Кузнецов» выпустил свыше 25 тысяч двигателей АМ-38Ф, 10242 АМ-42 (для  Ил-10), а также двигатели АМ-35 (для МиГ-1) и ГАМ-34БС (для торпедных катеров).

В 1957 году была открыта космическая страница в истории предприятия. С того времени все пилотируемые космические полеты кораблей типа «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» выводятся на орбиту ракетой-носителем (РН) типа Р-7А с двигателями производства завода «Кузнецов».

Сегодня ОАО «Кузнецов» – ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно- модульных электростанций.