Зарубежные перспективы российской авиации

Зарубежные перспективы российской авиации


Об итогах авиакосмического салона в Ле-Бурже и о том, какие именно и с кем ведутся переговоры по линии «Рособоронэкспорта», рассказал заместитель генерального директора этого предприятия Александр Михеев.

Завершившийся в минувшие выходные крупнейший в мире авиакосмический салон в Ле-Бурже (Париж, Франция) стал за последние десятилетия крупнейшей демонстрационной площадкой боевой и гражданской авиации России. В небе над Ле-Бурже и на статических площадках демонстрировались истребитель поколения 4++ Су-35С, учебно-боевой Як-130, гражданский «Сухой Суперджет 100», вертолеты: ударный Ка-52 «Аллигатор», гражданский Ка-62. Причем выступления Су-35, Як-130, Ка-52 были зарубежными премьерами.

Какие-либо крупные военные контракты по линии «Рособоронэкспорта» на салоне в Ле-Бурже озвучены не были, однако переговоры и довольно обширные на выставки велись. О том, какие именно и с кем ведутся переговоры по линии «Рособоронэкспорта», об итогах выставки руководитель профильной редакции РИА Новости Сергей Сафронов побеседовал с заместителем генерального директора этого предприятия Александром Михеевым.

– Александр Александрович, наверное, пора подвести итоги участия российских представителей в авиасалоне в Ле Бурже? 

Во-первых, можно уверенно сказать, что зарубежная премьера Су-35, Як-130 и Ка-52 состоялась. Хочу подчеркнуть, что все натурные образцы прошли все испытания в России и являются новейшими комплексами, уже принятыми на вооружение российской армии, что, безусловно, повышает их экспортный потенциал. 

Мы продемонстрировали, что наша промышленность жива, встала на ноги, сбросила кризисные явления. Мы перезагрузились, и это очень важно.

Заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Александр Михеев

До этого на зарубежных выставках мы делали 3D презентации и говорили, что у нас на выходе самолет Су-35 поколения 4++, как переходная модель к истребителю пятого поколения (ПАК ФА, перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Теперь мы реально показали, что такой самолет есть, причем он находится в серийном производстве (на вооружении российской армии уже 10 Су-35 — ред).

Мы его предлагаем различным странам, и сейчас к нему в первую очередь проявляют интерес те государства, на вооружении которых находятся самолеты семейства Су-30. Интересен этот самолет и тем странам, у которых есть своя развитая авиационная промышленность, и они заинтересованы в создании собственных разработок на основании опыта других стран, в частности, России. 

То есть на базе Су-35 мы входим в программу взаимодействия и сотрудничества с ведущими авиастроительными державами мира. Это разработка технологий второго и третьего уровней комплектации. Страны интересуются платформой Су-35. Например, французские и итальянские компании во время переговоров предлагали нам свои системы связи, авионику, вооружение. 
Абсолютно похожая ситуация происходит и с вертолетом Ка-52. 

Другими словами, первый зарубежный показ оказался удачным. Мы продемонстрировали, что наша промышленность жива, встала на ноги, сбросила кризисные явления. Мы перезагрузились, и это очень важно.

С какими странами сейчас идут переговоры по поводу продажи Су-35? 

Интерес проявляет Китай, страны СНГ и Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В подробности не хотелось бы вдаваться, так как контракты еще не подписаны, но предконтрактная работа идет активно.

Вы больше упоминаете Су-35 и Ка-52. Значит ли это, что интерес к Як-130 не такой живой и масштабный?

Вовсе нет. У европейцев живой интерес к Як-130, как к учебной машине. Им интересна и кооперация с нами, и развитие этого самолета в плане наращивания его тактико-технических характеристик. Это сейчас учебно-боевой самолет. Но мы тоже видим, что потенциал у него огромный, его можно развивать и дальше. В итоге его вполне можно будет использовать как легкий боевой истребитель. Поэтому те же французы и итальянцы, также как и в случае с Су-35, нам предлагают поставить на него свою авионику, средства связи. Заинтересованы в приобретении этих самолетов и страны Африки.

Какая экспортная перспектива у вертолета Ка-52?

Экспортных контрактов на Ка-52 пока нет, но, учитывая ведущиеся переговоры, я надеюсь, что до конца года первый контракт будет подписан. Мы готовы Ка-52 поставлять за рубеж в различной комплектации — ударно-боевой, разведывательный, антитеррористический. 

Однако не будем забывать масштабные поставки вертолетов Ми-8/17 в различные страны мира. В частности, как вы помните, накануне выставки в Ле Бурже было объявлено о подписании контракта с США на поставку 30 машин для армии Афганистана на сумму более полумиллиарда долларов. 

Кроме того, заключен первый контракт с Ираком в рамках многомиллиардного пакетного соглашения на поставку в эту страну вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник». Контракт предполагает поставку более 10 машин. Очень хороший комплексный контракт, который включает как программу обучения пилотов и технического персонала, так и поставку вооружения для вертолета. 

 Масштабные поставки российских вертолетов в различные государства хорошо известны. Поступают ли заявки от этих стран на строительство сервисных центров для их обслуживания?

Сейчас идет строительство центра в одной из стран Латинской Америки в рамках крупного контракта. То есть когда страна закупает крупную партию вертолетов, мы готовы создавать инфраструктуру для ремонта и обслуживания. 

С ЮАР у нас пока подписан протокол о намерениях. Это база для продвижения. Дальше этап переговоров о закупке вертолетов. Мы, безусловно, предлагаем и сервисное обслуживание, и ремонт. В этом регионе (Южная Африка — ред) много российских (советских) вертолетов: и в Анголе, и в Зимбабве, и в Мозамбике. 

Кроме того, сервисный центр построен в Мексике, созданы совместные предприятия по ремонту и обслуживанию в Узбекистане, Вьетнаме, с Индией отработаны программы в рамках офсетных обязательств.

Проходила информация, что Сербия намерена закупить истребители типа Су-27/30. Какова сейчас ситуация на переговорах с этой страной? 

Действительно, мы обсуждали с Сербией вопрос поставки самолетов, но у этой страны возникли трудности с финансированием. Сейчас на переговорах взята пауза. Соседняя Хорватия хотела заменить свои МиГ-21 на МиГ-29. Обсуждали целый год, грянул кризис, в итоге и с этой страной пока взят тайм-аут.

Уже второй год в Барановичах (Белоруссия) находится партия из 18 истребителей Су-30К, возвращенных Индией в рамках системы «трейд-ин». Какова их судьба?

Мы ведем консультации с Эфиопией о возможной закупке этих самолетов. Предложили вариант их модернизации, наращивание тактико-технических характеристик, предлагаем дополнительно современные ракеты «воздух-поверхность»

Первая четверка Су-30К уже ремонтируется на местном авиазаводе. При наличии финансирования со стороны заказчика мы готовы отремонтировать, модернизировать и поставить всю партию за 4-6 месяцев.

Источник: РИА Новости