Как ковалась Победа


Промышленные предприятия внесли огромный вклад в величайшую победу в истории нашей страны. Многие из них продолжают успешно работать и сегодня. Заводы, объединенные  корпорацией Ростех, остаются на ведущих позициях в оборонно-промышленном комплексе и играют далеко не последнюю роль в экономике.

 Сырье – первый этап в цепочке производства вооружений. Без качественных материалов нельзя было бы собрать ни самолета, ни танка. Одним из важнейших предприятий по разработке и производству металлургических сплавов было Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Изначально предприятие было запущено под Москвой на станции Сетунь, и называлось оно «завод №95». Открытие состоялось 1 июля 1933 года.


 Панорама завода №95. Сетунь, 1933 год

Здесь еще до начала войны под руководством главного металлурга завода С. М. Воронова был разработан новый сплав повышенной прочности – М-95, который применялся при изготовлении силовых элементов бомбардировщика АНТ-40. В 1935 году было начато производство ковочных сплавов АК5 и АК6, из которых делались детали для авиационных двигателей.


Алюминиевые сплавы

В 1941 году завод эвакуировали на Урал, в город Верхнюю Салду. Здесь он объединился с заводом №519 наркомата цветной металлургии и уже в 1942 году объем производства достиг довоенного уровня, а в 1943 проектная мощность была превышена в 6 раз. Это позволило предприятию полностью обеспечивать потребности нашей военной авиации.


Двигатель АМ-42 для самолета Ил-8. Для деталей авиадвигателей использовались сплавы, произведенные в Верхней Салде

Продукция завода применялась не только там. Судо- и танкостроение, производство боеприпасов и вооружения – все это не обходилось без металла, выплавленного в Верхней Салде.
 
В 1945 году в честь Победы коллектив завода был награжден высшей наградой того времени – орденом Ленина. С середины 1950-х завод специализируется на производстве титана. Сейчас ВСМПО – часть титановой корпорации «ВСМПО-Ависма», которая входит в Ростех. Это одно из крупнейших в мире предприятий, производящих титан.  


ВСМПО-Ависма сегодня

Винтовка – верный товарищ солдата. Одним из основных центров производства оружия во время войны стал Ижевск. На «Ижмаше» (Ижевском машиностроительном заводе) освоение всех видов стрелкового оружия шло не по дням, а по часам. Рост темпов производства также был колоссальным.
 


Сотрудники Ижмаша за работой

Уже в 1941 году выпуск винтовки Мосина достиг 12 тысяч штук в сутки, то есть за день завод вооружал целую стрелковую дивизию. В ноябре 1941 года меньше чем за месяц специалисты завода освоили производство противотанкового ружья Дегтярёва.


Советские солдаты ведут огонь по немецкому БТР из противотанкового ружья ПТРД, 1942 год

Тогда же, в ноябре 1941, началось производство противотанкового ружья Симонова. Оно было необходимо срочно: немецкая армия стремительно продвигалась вглубь страны, а советским солдатам не хватало вооружения. К началу 1942 года завод отправил на фронт большую партию противотанковых ружей: производство нового вида оружия было освоено всего за полтора месяца.
 

 В землянке. Солдат, вооруженный ПТРД, в ожидании атаки

Такими же ускоренными темпами на «Ижмаше» было освоено производство авиационных пулеметов Березина (УБ-12,7), пистолетов ТТ и револьверов Нагана.
 
Авиация стала важнейшим фактором в достижении Победы. Во время войны важным центром производства самолетов стала Казань.
В 1941 году на заводе № 387, было начато производство бипланов По-2. Самолет часто использовался в качестве легкого ночного бомбардировщика, который наносил удары по ближним тылам противника. По-2 мог поднять до 300 кг бомб. Всего за годы войны предприятие выпустило более 10% всех советских авиамашин.
 


Ночные бомбардировщики По-2 завода № 387
 
В 1951 году было начато производство вертолетов семейства Ми. За годы существования завода было выпущено свыше 10 000 вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций. В 1993 году завод получил название ОАО «Казанский вертолётный завод» (холдинг «Вертолеты России» ). Сейчас он входит в Ростех и является одним из лидеров в своей отрасли.


Сборочный цех «Казанского вертолетного завода», наши дни

Производство самолетов невозможно без качественных комплектующих. Их выпуск был налажен в Куйбышеве на заводе «Авиаагрегат» ()

 
Корпус винтового завода авиакомбината №150, Ступино, 1935 г. Через шесть лет, в начале войны, комбинат эвакуируют в Куйбышев

С 1941 по 1945 годы предприятие специализировалось на производстве воздушных винтов. Оно обеспечивало своей продукцией девять авиационных заводов. За годы войны на «Авиаагрегате» было произведено более 90 000 винтов, 40 000 из них – для легендарного штурмовика Ил-2.

Двигатели для авиации делали в Перми. Пермский моторный завод (тогда он назывался моторостроительный завод №19) в первые же месяцы войны принял на своей территории 6 эвакуированных предприятий.
 


Процесс сборки двигателей. Моторостроительный завод №19

В военные годы здесь было выпущено более 30 000 моторов для советских истребителей (И-16, И-153, Ла-5, Ла-7) и бомбардировщиков (Су-2, Су-4, Ту-2). Коллектив завода 19 раз становился победителем Всесоюзного соревнования, отмечался орденом Красного Знамени и другими наградами.


Бомбардировщик Ту-2

Оптику для всех видов вооружений производили на Уральском оптико-механическом заводе, ведущем свою историю с 1837 года, еще с предприятия швейцарского подданного Теодора Швабе. В 1943 году здесь было разработано 17 видов вооружений, в том числе новый авиационный прицел. Кроме собственно прицелов для авиационного и сухопутного вооружения на предприятии производили приемник к пулемету «Максим» и узел затвора к легендарной «Катюше».


Студенты на занятиях по военной подготовке обучаются навыкам работы с оптическими приборами, 1930-е годы

Сейчас УОМЗ – одно из основных предприятий оптического холдинга «Швабе», продукция которого продается в 83 странах мира.

Война потребовала не только наращивания производства уже известных моделей оружия, но и разработки новых. Этим занимались многочисленные КБ и НПО. Еще в 1935 году было создано ОКБ под руководством главного конструктора В. Я. Климова. В 1938 году он разработал серию двигателей М-103, М-105 для истребителей Як-1, Як-3, Су-1, Су-3, ЛаГГ-3 и бомбардировщиков СБ-3, Пе-2, Ар-2. В декабре 1941 года Рыбинский завод, КБ В. Я. Климова и Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе эвакуировали на площади Уфимского авиамоторного завода.
 

Уфимский моторостроительный завод, начало 1940-х

Уже в 1944 году серийный выпуск продукции был возобновлен и на Рыбинском заводе. Сегодня в Рыбинске работает НПО «Сатурн» (входит в ОДК), специализирующееся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации и для судов ВМФ. В частности, совместно с французской компанией Snecma «Сатурн» производит PowerJet SaM146, двигатель для самолета «Сухой Суперджет-100»


SaM146 на парижском авиашоу-2011

Самоотверженный труд работников отечественных предприятий, которые своевременно реагировали на потребности фронта в боевой технике и снабжали его всем необходимым, помог не только добиться победы над захватчиками, но и заложить основы для развития оборонной промышленности. Заводы, которые ковали нашу победу тогда, работают, чтобы мы могли спать спокойно и сегодня.