Источник фото: EPA/ИТАР-Т
Американская ракета-носитель среднего класса «Антарес», предназначенная для доставки грузов на Международную Космическую Станцию, стартовала в ночь с 21 на 22 апреля. На орбиту ракету вывели российские двигатели НК-33/AJ26, разработанные и произведенные на самарском предприятии «Кузнецов», входящем в состав «дочки» Ростеха Объединенной двигательной корпорации (ОДК).
Ракета-носитель Antares, оснащенная двигателем российского производства Н-33, успешно вывела на орбиту габаритный макет космического грузовика Cygnus. С ним на орбиту были доставлены три малых спутника NASA и один коммерческий наноспутник.
Первая ступень ракеты-носителя, в составе которой были установлены два двигателя НК-33/AJ26, как и положено, отделилась на высоте 113 км, отработав 235 секунд.
НК-33 легендарная разработка академика Кузнецова. Двигатель был создан более 40 лет назад. Впервые по проекту Николая Кузнецова появился двигатель закрытого цикла. Никто в мире до этого не смог создать силовой агрегат, который заставит работать турбину в среде горячего кислорода. Конструкторы предприятия «Кузнецова» справились с этой задачей.
Простота конструкции и уникальный технологический подход устраняли необходимость в применении экзотических материалов, покрытий и сложных производственных процессов.
Источник фото: ИТАР-ТАСС
НК-33 являлся самым надежным двигателем, работающем на кислороде и керосине, и демонстрирует максимальное отношение тяги к массе.
Силовая установка была сделана для ракеты Н-1 – «Царь-ракеты», как называли ее на Байконуре. Она должна была доставить первого советского космонавта на Луну. Но в 1974 году лунная программа была закрыта, а все двигатели НК-33 было приказано уничтожить.
Академик Кузнецов их не уничтожил, а спрятал. НК-33 прятали и от западных разведок, и от Политбюро. Впервые мир увидел НК-33 только в 1991 году. Во многом опередивший свое время двигатель так поразил американских специалистов, что они выразили желание приобрести партию НК-33 на своих ракетах-носителях.
Кроме того, планируется использовать модификации Н-33 на первых ступенях ракет-носителей семейства «Союз 2».
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Сидоров
AJ26 – модификационная версия легендарного двигателя. К оригинальной конструкции добавлена американская электроника. Установка адаптирована к производимому в США топливу, а также оснащена карданным шарниром для управления вектором тяги.
Работами по модернизации НК-33/AJ26 с середины 90-х годов занимается американская корпорация Aerojet. Техническую поддержку по адаптации двигателя к РН «Антарес» в рамках сотрудничества зарубежным партнерам оказывают специалисты ОДК.
Первый запуск ракеты-носителя «Антарес» можно считать исторической вехой в построении крепкого международного взаимодействия по освоению космического пространства
Старт «Антареса» состоялся со Среднеатлантического Регионального космодрома (MARS) в Вирджинии (США).
«Сегодня российский НК-33 в модифицированной версии нашел своего заказчика в Соединенных Штатах Америки. В ближайшей перспективе он будет установлен и на российскую ракету легкого класса. Безусловно, советские конструкторы сформировали колоссальный научно-технический задел, который позволяет и спустя четыре десятилетия применять созданные силовые установки на современных ракетах, - отметил генеральный директор ОДК Владислав Масалов. - Однако мы стремимся не только использовать имеющиеся двигатели, но и воссоздать их производство на новом технологическом уровне. Наши конструкторско-инженерные кадры, которые сейчас работают над этой темой, я уверен, способны выполнить эту задачу».
Состоявшийся запуск имеет большое значение для американской космической программы. Летом 2011 года США свернула программу развития многоразовых космических челноков, которые использовались для доставки грузов и космонавтов на МКС. Согласно планам НАСА, сообщение с международной космической станцией будет осуществляться силами частных корпораций. Одним из подрядчиков планирует стать Orbital Sciences, которая и разработала ракету-носитель среднего класса «Антарес».
«Мы полностью готовы к дальнейшей плодотворной работе в рамках действующего проекта «Антарес» и надеемся, что наше установившееся партнерство найдет продолжение и в новых направлениях американской космической программы», - сказал Владислав Масалов.
Уже в ближайшее время должен состояться еще один старт РН «Антарес», теперь уже с реальной полезной нагрузкой. Его дата и время станут известны позднее.
ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» — дочерняя компания ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ». В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия — комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.
ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» — многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в Госкорпорацию Ростех. Основные направления деятельности — вертолетостроение (холдинг «Вертолеты России»), двигателестроение (холдинг ОДК), другие активы.
Источник: пресс-релиз