Альтернативное топливо для самолетов

Альтернативное топливо для самолетов

 

Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на проведение исследований «аспектов использования газового топлива на воздушных судах гражданской авиации». Такая информация содержится в материалах о проведении открытого конкурса, размещенных на портале госзакупок.

Минпромторг также предлагает провести «разработку технологий создания летательных аппаратов на криогенном топливе и биотопливе». Необходимость этих разработок обусловлена увеличением парка авиатранспорта и объема потребляемого топлива, что ведет к истощению запасов нефти. Кроме того, использование альтернативного топлива сократит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, полагают в Минпромторге. В рамках исследований также планируется проработать вопрос применения в авиации таких источников как солнечная энергия, СВЧ, лазерное излучение и другие.

Как следует из конкурсной документации, на данный комплекс исследований Минпромторг выделяет 628 млн рублей. Получатели госзаказа должны быть определены в марте. Результаты исследований и обоснование экономической эффективности проектов должны быть представлены в 2015 году. В дальнейшем расчеты будут переданы авиационным компаниям. Каким именно – в Минпромторге уточнить не смогли.

Для перехода на биотопливо потребуется вводить в сельскохозяйственный оборот культуры, из которых оно производится. Например, рапс, который сейчас в России не выращивают.

Алексей Захаров, «Финам».

По мнению экспертов авиационной отрасли, Россия таким образом стремится соответствовать западным тенденциям. Международная ассоциация воздушного транспорта призывает все страны мира к стимулированию производства биотоплива для самолетов. При этом аналитики признают, что пока биотопливо все еще имеет слишком высокую цену и производится в минимальных объемах.

«Сейчас в мире есть тенденция к переходу на альтернативные виды топлива. Даже ВВС США – организация, не склонная к рискованным проектам, использует сейчас биотопливо, – рассказал начальник отдела научно-технической информации «Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» Сергей Пеньков.

Для перехода на биотопливо потребуется вводить в сельскохозяйственный оборот культуры, из которых оно производится. Например, рапс, который сейчас в России не выращивают, говорит в свою очередь аналитик «Финама» Алексей Захаров. Организация выращивания новых для страны сельхозкультур – процесс инертный, цены на сырье, пока его будет не хватать, останутся высокими. Запад нам не помощник – там уже сейчас существует нехватка посевных площадей под технические культуры. Следовательно, экономическая эффективность от этого мероприятия пока минимальна, говорит Алексей Захаров.

По словам Захарова, использование прочих альтернативных источников тем более нецелесообразно. Проекты самолетов на солнечных батареях остались на уровне экспериментов. Они проводились на легких машинах, скорее, военного назначения – оборонщики денег особо не считают, говорит эксперт. Передача энергии на борт лучом лазера имеет слишком низкий КПД. Кроме того, для постоянной передачи лазерных лучей на борт самолета потребуется строительство огромного количества подобных станций по всему маршруту полета.

Эксперименты по использованию СВЧ-излучения проводились около 40 лет назад. Однако с практической реализацией этих идей были большие проблемы, слишком много есть технических вопросов, связанных с габаритами передающих антенн, установленных как на земле, так и на борту самолета, рассказал Алексей Захаров.

В пресс-службе ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» «Известиям» сообщили, что исследования в области альтернативных видов топлива ведутся, но пока участники этой деятельности не могут сказать, будет ли работа двигателя на биотопливе эквивалента керосиновому двигателю.

В целом, эксперты единодушны: пока переход на альтернативное топливо в России не нецелесообразен и не имеет экономических предпосылок. К тому же, без государственного финансирования реализация подобных проектов невозможна.

Источник: Взгляд