Телескоп «ТАЛ-Вега»: расширяя горизонты

Телескоп «ТАЛ-Вега»: расширяя горизонты
Фото: «Швабе»

Два года назад в российские школы возвратился предмет «Астрономия». Большинство экспертов уверены, что астрономия не просто расширяет кругозор школьников, но и повышает интерес к космическим технологиям, робототехнике, инженерному делу. Однако и ученые, и педагоги отмечают, что преподавание астрономии сегодня требует не только новых методов, но и современного оборудования. Проводить практические занятия невозможно без хорошего телескопа. Специально для общеобразовательных учреждений Новосибирский приборостроительный завод холдинга «Швабе» разработал комплекс астрономического оборудования «ТАЛ-Вега». Подробнее о самом современном телескопе для юных ученых и его космических возможностях – в нашем материале.

Интересная астрономия

Почти четверть века в российских школах не велись уроки по астрономии. Этот предмет, некогда обязательный в советской школе, был исключен из учебной программы, в лучшем случае на него выделялись часы из курса физики. Многолетнее отсутствие уроков астрономии, ориентация в космосе скорее по научно-фантастическим фильмам, вроде «Интерстеллар», дали о себе знать: по результатам Всероссийского астрономического диктанта, который прошел осенью 2016 года по инициативе Московского планетария, только 7% участников смогли получить оценку «отлично», «хорошистами» оказались 17%. Почти половина участников – 46% – ответили на «тройку», а 30% оказались «двоечниками».

Несмотря на это, интерес к астрономии среди российских школьников и студентов не угас, во многом благодаря энтузиазму отдельных преподавателей и ученых. Однако, если интересующиеся дети есть всегда, то с учителями не все так просто. За годы отсутствия астрономии в школе пострадала система подготовки педагогов – во многих педвузах сокращены соответствующие кафедры. Сейчас после возвращения предмета в школы ситуация начинает исправляться.

Многолетнее отсутствие астрономии в школе привело еще к одной проблеме – советский учебник Бориса Воронцова-Вельяминова, лучший в свое время, сильно устарел. И неудивительно, ведь за 25 лет случилось столько астрономических открытий: черные дыры, темная материя, темная энергия, экзопланеты... Количество планет в Солнечной системе официально уменьшилось на одну – статуса классической планеты лишился Плутон. Человечество смогло посадить спускаемый аппарат на комету, появились новые телескопы, которые показали невиданные прежде космические красоты. Со всеми этими открытиями и событиями школьники смогут ознакомиться в новой версии учебника «Астрономия». Автором его является Виктор Чаругин, профессор астрофизики МПГУ, который является руководителем единственной пока в нашей стране аспирантурой «Методика преподавания астрономии».

Школьный телескоп: каким он должен быть

Уроки астрономии в школе сложно представить без проведения практических работ, то есть без настоящего телескопа. К сожалению, не многие школы могут похвастаться наличием хорошего телескопа для обучения астрономии. Казалось бы, вопрос быстро решается должным финансированием – на рынке представлено большое количество телескопов: от простеньких за несколько тысяч рублей до полупрофессиональных ценой в несколько миллионов. Однако при выборе телескопа для школьного кабинета астрономии нужно учесть ряд важных технических вопросов.

Такой телескоп должен обладать относительно небольшой апертурой в пределах 75-120 мм. Таким образом он будет более компактным и мобильным. Впрочем, нет никакой необходимости использовать телескопы с большой апертурой в городах. Еще одна ключевая характеристика для школьного телескопа – возможность дистанционного управления. Как известно, наблюдать объекты звездного неба лучше всего в зимнее время. В течение одного урока зимой практически невозможно вывести на улицу весь класс. В этом случае можно провести урок в теплом классе, дистанционно управляя телескопом с выводом картинки на экран.


Школьный телескоп должен также обладать возможностью автоматизированного наведения и сопровождения объекта. Таким образом можно выбрать объект наблюдения из базы стандартных программ планетариев, что интересно и преподавателям, и ученикам. Именно с учетов всех вышеупомянутых критериев специалистами Новосибирского приборостроительного завода (НПЗ) холдинга «Швабе» был разработан комплекс астрономического оборудования «ТАЛ-Вега» для начальных и средних образовательных учреждений.

«ТАЛ-Вега» открывает космос

Сердцем комплекса «ТАЛ-Вега» является телескоп-рефрактор ТАЛ-75R. Кроме того, в состав комплекса входят монтировка и телевизионная камера с принадлежностями. Можно вести визуальное наблюдение звезд, планет и их спутников при увеличении от 30 до 150 крат и при этом выводить изображения на внешний экран и мобильные устройства. Все наблюдения можно увековечить с помощью камеры – создать большой архив космических снимков и видеороликов, в том числе в режиме замедленной съемки Time-lapse.

«ТАЛ-Вега» поможет школьникам увидеть все великолепие космоса, научит ориентироваться по небу, приблизит звезды и планеты, покажет созвездия. Конечно, в масштабах Вселенной рассмотреть можно немногое – небольшой участок галактики Млечный путь вблизи Солнца. Несмотря на такое препятствие, как городские огни, точно можно полюбоваться яркими звездами (Сириус, Вега, Бетельгейзе) и планетами, такими как Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, ну и, конечно, рассмотреть во всех подробностях Луну.

1545000899.jpg

Главная особенность комплекса «ТАЛ-Вега» – это перспектива создания онлайн-сети таких телескопов по всей стране. Например, ученики первой смены московской школы не могут рассмотреть звезды на темном ночном небе, но через интернет возможно подключиться к телескопу где-нибудь во Владивостоке, где уже настал вечер. И что самое интересное – к системе телескопов сможет подключиться любой желающий. И, возможно, даже чем-то помочь науке: наблюдать за астероидами, открывать новые кометы, следить за космическим мусором, ну или просто любоваться неземной красотой.