МС-21: Магистральный Самолет XXI века

МС-21: Магистральный Самолет XXI века


Новейший российский авиалайнер МС-21 по летно-техническим характеристикам и экономичности способен составить конкуренцию 
семействам Boeing 737 и Airbus A320 как на внутреннем, так и на мировом рынках. Среди его главных преимуществ – передовая аэродинамика, новейшие двигатели, а также широкое применение композитных материалов.

МС-21 – проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Разработаны две модификации лайнера с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163-211 мест) и укороченный вариант – МС-21-200 (на 132-165 мест). Сборка первого опытного экземпляра МС-21-300 была завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, а официальная презентация состоялась 8 июня того же года.

На сегодняшний день в программе испытаний принимают участие уже три самолета МС-21-300: один проходит статические испытания, два уже летают. Первый полет МС-21 был совершен 28 мая 2017 года, а второй опытный экземпляр впервые поднялся в воздух 12 мая этого года. Сейчас на иркутском заводе идет постройка еще трех опытных машин, а также ведется активная подготовка к развертыванию серийного производства авиалайнера.

В создании нового пассажирского самолета активное участие принимают и холдинги Госкорпорации Ростех. Предприятия Ростеха производят более половины авионики авиалайнера, обеспечивают титаном и композитными материалами.

Кроме того, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в Ростех, станет поставщиком двигателей ПД-14. Первые экземпляры МС-21 будут оборудованы двигателем Pratt & Whitney, в дальнейшем же он будет заменен на отечественный ПД-14. Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для МС-21. Как отмечают эксперты, ПД-14 станет еще и базой для целой линейки моторов для самолетов: его модификации будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т, а также на самолетах SSJ-100.

01_zo_MS-21-300_ROSTEC_ZORAN_07-2018__RUS-02.jpg

Впервые в отечественном самолетостроении в конструкции авиалайнера широко применяются композиционные материалы – в МС-21 их около 40%. Как известно, композиты по многим техническим характеристикам превосходят алюминий. При особой прочности, жесткости, жаропрочности и долговечности, этот материал остается легким. Как отмечают эксперты, использование композитов должно привести к уменьшению общей массы лайнера примерно на 15%. Производством элементов из композитных материалов для конструкции нового лайнера занимается холдинг «РТ-Химкомпозит», входящий в Ростех.

Другое ключевое преимущество МС-21 – это увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м), самый широкий в своем классе. Это предоставляет как дополнительные возможности перекомпоновки салона для разных типов перевозчиков, так и, прежде всего, обеспечивает повышенный комфорт для пассажиров, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолетов последнего поколения. В частности, увеличены емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков. Ширина пассажирского кресла выросла до 18 дюймов, а проход между креслами – до 22,5 дюймов, что гораздо больше, чем у иностранных конкурентов.

Для МС-21 были сконструированы специальные кресла, удобные для пассажиров всех категорий. Кроме того, в самолете установлены большие иллюминаторы, улучшен микроклимат: увеличено давление, установлена новая система кондиционирования и увлажнения воздуха, новейшие биологические фильтры, предусмотрены три зоны регулирования температуры.

На сегодняшний день портфель заказов на МС-21 составляет 279 самолетов, из них на 185 машин заключены твердые (проавансированные) контракты. Самым первым эксплуатантом станет российский авиаперевозчик «Аэрофлот» – парк авиакомпании будет насчитывать 50 самолетов МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис», входящая в Ростех.