Авиадвигатель SaM146: более 700 тысяч часов на высоте

Авиадвигатель SaM146: более 700 тысяч часов на высоте


Недавно на рыбинском ПАО «ОДК-Сатурн» был собран трехсотый серийный SaM146. На протяжении семи лет эти двигатели успешно поднимают в небо пассажирские самолеты Sukhoi Superjet 100. Суммарная наработка парка SaM146 на сегодня превышает 700 тысяч летных часов.   
       

Турбовентиляторный двигатель SaM146 ‒ это совместный проект рыбинского НПО «Сатурн» и французской компании Safran Aircraft Engines (ранее ‒ Snecma), реализуемый в рамках совместного предприятия PowerJet. «ОДК-Сатурн» отвечает за разработку и производство холодной части двигателя: вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, осуществляет общую сборку двигателя и проводит его испытания. В свою очередь, французская компания изготавливает «горячую» часть: компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления.

Изначально SaM146 создавался для нового поколения региональных и магистральных самолетов вместимостью 60–120 кресел. Напомним, что первый серийный двигатель SaM146 был отгружен в 2010 году, а с 2011 года началась его коммерческая эксплуатация в составе самолета Sukhoi Superjet 100. Сегодня SaM146 поднимает в воздух пассажирские самолеты 15 операторов, как в России, так и в других странах, в частности, в Мексике, Ирландии, Таиланде. Суммарная наработка этого двигателя превышает 700 тысяч летных часов.  

SaM146.jpg         

SaM146 и его производство сертифицированы по международным и российским стандартам ‒ EASA и АР МАК. Кстати, это первый газотурбинный двигатель, выпускаемый в России, который получил международный сертификат типа EASA. «Что касается комфорта пассажиров и экологических параметров, то двигатель отвечает всем соответствующим международным требованиям. Мотор работает тихо, в салоне комфортно», ‒ комментирует директор программы SaM146 «ОДК-Сатурн» Михаил Берденников.

Он также подчеркнул, что конструкция двигателя позволяет достаточно гибко осуществлять послепродажное обслуживание ‒ SaM146 можно быстро снять с крыла, к нему обеспечивается хороший доступ и на нем легко производить замену компонентов.

Кроме того, с целью совершенствования системы послепродажного обслуживания в подмосковном Лыткарино и во французском Виляроше созданы центры распространения запчастей SaM146. Это позволяет доставить запчасти в течение суток практически в любую точку мира. Для заказчиков также созданы круглосуточный центр поддержки и web-портал. Особое значение придается обучению технического персонала авиакомпаний ‒ в России и Франции функционируют два учебных центра. В авиационном учебном центре «ОДК – Сатурн» реализуется программа обучения заказчиков по техобслуживанию SaM146.

На сегодняшний день существуют четыре сертифицированные модификации двигателя SaM146: 1S17 ‒ базовый вариант, 1S18 ‒ версия с увеличенной на 5% тягой, а также 1S17С и 1S18С ‒ для корпоративного самолета. При этом не прекращается работа по дальнейшему совершенствованию SaM146, его эксплуатационной технологичности, а также ресурсных и технических характеристик.