19 Jan 2016

Photonics: From the laser to "radar sight"


According to experts, Russia has everything it needs to become the world leader in the field of photonics. To achieve this, it is necessary to increase state support and attract major investors in the sector. Then, the experiments conducted in laboratories will turn into developments, developments into technology, and technology into real production.

In place of optics and electronics

Photonics is the science of generating, managing, and detecting photons (elementary particles and electromagnetic radiation quanta that can exist in a vacuum but move at the speed of light), as well as the physics and technology related to the use of photons.

In other words, photonics deals with the control and conversion of optical signals, from transmitting information through optical fibers to creating new sensors that modulate light signals. Some sources say that the terms "optics" and "electronics" will gradually be replaced by the generalized name of "photonics".

Photons, unlike electrons, have neither mass nor charge. Therefore, photonic systems are not affected by external electromagnetic fields and have a much greater transmission distance and signal bandwidth.

The first important technical device using photons was the laser, invented in 1960. After the fiber-optic transmissions began to be widely used worldwide in the 1980s, the term “photonics” became more common. Through the end of the twentieth century, photonics was largely focused on telecommunications. In particular, it became the basis for the development of the Internet.

Currently, radio-photonics have started to replace "telecommunications" photonics. This new direction has emerged at the intersection of radionics, wave optics, microwave optoelectronics, and other branches of science and industry. Radio-photonics are used in the transmission of information using electromagnetic waves of microwave and photonic devices and systems that can create radio-frequency devices with parameters unattainable with conventional electronics.

Achievements and prospects for domestic photonics

The Russian school of photonics is considered one of the best in the world. Suffice it to recall the Nobel Prize in Physics awarded in 1964 to Alexander Prokhorov and Nikolai Basov for research leading to the creation of the laser and again in 2000 to Zhores Alferov for the development of optoelectronics.

Having yielded leadership in the field of microelectronics to western countries, Russia plans to beat the competition in another area, namely radio-photonics and defense technologies based on it. Domestic scientists believe that it is possible to completely give up electrons in favor of photons.

Because photons have no mass and fly faster, the size of devices operating on the principles of photonics can be hundreds of times smaller than the usual modern servers. At the same time, data speed is ten times higher.

For example, today a ground-based radar station requires a multi-story building. A radar system using the principles of radio-photonics can be installed on a vehicle such as a KAMAZ truck. If you combine several of these mobile systems in one network, their power and efficiency will be unprecedented. In doing so, the network will have a unique resistance to electromagnetic pulses from solar magnetic storms or nearby lightning strikes.

As a result, the level of resolution, speed, and efficiency of the broadband radar will become so high that it is quite possible to call it "radar vision".

The use of such systems is planned not only in the defense industries, but also in the civil sphere. For example, in transportation, as they can instantly detect obstacles in the way of high-speed trains. And there are even applications in housing and communal services, as photons can replace the hot water in urban heating systems (energy propagating through photonic crystal fiber is converted into heat with nearly 100% efficiency).

Currently, about 850 companies in Russia are working on photonics. Most of them are concentrated in the Moscow region, St. Petersburg, Novosibirsk, and the Volga region. One of the largest manufacturers in this field is KRET.

Today, KRET along with the Foundation for Advanced Studies (FAS), have together created a radio-photonics element base for radio astronomy, radar, and other areas. The organizations signed a corresponding agreement in early 2015. The "Development of an active phased array based on radio-photonics" project will draw on research from KRET enterprises and focus on the development of universal technology that will form the basis for next-generation radar and electronic warfare systems.

Hundreds of millions of rubles have been allocated from the state budget for the creation of a special laboratory that will undertake exploratory research projects and test experimental samples of radio-photonics element base and a wide range of devices based on it. It is expected that the study will take 4.5 years.

In addition, experts of KRET are now working on extending the scope of devices and systems based on radio-photonics for radio astronomy, radar, radio communications over optical fiber, and mobile communications.

"Radio-photonics is a promising scientific field that in the future will determine the development of dual-use technologies throughout the entire world,” said Nikolai Kolesov, CEO of KRET. “For Russia, this is a huge scientific and technological breakthrough that will facilitate the transition to the sixth technological generation."

By 2020, with the help of the latest technologies, KRET plans to create effective and advanced two-way radio, radar, and other radio-frequency systems that will replace those currently in existence. For example, the use of systems of radio-optical phased array antennas in the long term will enable the construction of a network of unique, synchronized space and ground radio-telescopes and will also be used to cover the fuselage of aircraft and helicopters with a new kind of “smart” skin.

Radars based on radio-optical phased array antennas will be installed on Russia’s fifth-generation PAK FA fighter and a number of other manned and unmanned aircraft, as well as naval platforms such as radar stations of ships and submarines.

Radio-optical phased array antenna systems will reduce the weight and size of electronic equipment by 5-7 times. Moreover, these modern antennas will also serve as a future radar.

Thanks to radio-optical phased array antennas, the resolving power of communications systems and radar will increase tenfold. If modern radar has a radar radiation frequency of 10 GHz, with a 3 cm wide range of 1-2 GHz, then the radio-optical phased array antennas will be able to simultaneously operate at this frequency at a range from 1 Hz to 100 GHz.

In other words, radio-optical phased array antennas will be capable of carrying out a kind of "X-ray vision" of planes located at a distance of over 500 kilometers, producing a detailed, three-dimensional image. Moreover, since the signal is able to penetrate any obstacle, including a lead wall a meter thick, this technology can look inside a target to find out what equipment it carries, determine how many people are there, and even see their faces.

19 янв 2016

Фотоника: от лазера к «радарному зрению»


По мнению экспертов, у России есть все необходимое, чтобы стать мировым лидером в области фотоники. Для этого, в частности, требуется увеличение поддержки государства, привлечение в отрасль крупных инвесторов. Тогда проводимые в лабораториях эксперименты станут превращаться в разработки, разработки – в технологии, а технологии – в реальное производство.


На смену оптике и электронике

Фотоника – это наука о генерации, управлении и обнаружении фотонов (элементарных частиц, квантов электромагнитного излучения, которые способны существовать в вакууме, только двигаясь со скоростью света), а также область физики и технология, связанная с использованием фотонов.

Другими словами, фотоника занимается контролем и преобразованием оптических сигналов: от передачи информации через оптические волокна до создания новых сенсоров, которые модулируют световые сигналы. Некоторые источники отмечают, что термины «оптика» и «электроника» постепенно заменяются обобщенным названием – «фотоника».

Фотоны, в отличие от электронов, не имеют массы и заряда. Поэтому фотонные системы не подвержены влиянию внешних электромагнитных полей и обладают гораздо большей дальностью передачи и шириной полосы пропускания сигнала.

Первым важным техническим устройством, использующим фотоны, был лазер, изобретенный в 1960 году. В 1980-х, после того как в мире начали широко использовать волоконно-оптические передачи, получил распространение и термин «фотоника». До самого конца XX века фотоника в значительной степени была сконцентрирована на телекоммуникациях. В частности, она стала основой для развития Интернета.

Сегодня на смену «телекоммуникационной» фотонике приходит радиофотоника. Это новое направление возникло на стыке радиоэлектроники, волновой оптики, СВЧ-оптоэлектроники и ряда других отраслей науки и промышленного производства. Радиофотоника занимается передачей информации с помощью электромагнитных волн СВЧ-диапазона и фотонных приборов и систем, что позволяет создавать радиочастотные устройства с параметрами, недостижимыми для традиционной электроники.


Достижения и перспективы отечественной фотоники

Российская школа фотоники считается одной из лучших в мире. Достаточно вспомнить Нобелевскую премию по физике 1964 года, которая была вручена Александру Прохорову и Николаю Басову за исследования, приведшие к созданию лазера. Или разработки Жореса Алферова по оптоэлектронике, удостоенные такой же награды в 2000 году.

Уступив западным странам лидерство в области микроэлектроники, Россия планирует обойти конкурентов в другой сфере – в радиофотонике и оборонных технологиях на ее основе. Отечественные ученые считают, что сегодня уже вполне возможно полностью отказаться от электронов в пользу фотонов.

Благодаря тому, что фотоны не имеют массы и летят быстрее, размеры устройств, работающих на принципах фотоники, в сотни раз меньше обычных современных серверов. А скорость передачи данных, напротив, в десятки раз выше.

К примеру, сегодня наземная радиолокационная станция (РЛС) представляет собой здание в несколько этажей. А РЛС, использующую принципы радиофотоники, можно будет установить на грузовом автомобиле, к примеру КАМАЗе. Если же объединить несколько таких мобильных комплексов в сеть, их мощь и эффективность станут беспрецедентными. При этом такая сеть будет обладать уникальной устойчивостью к электромагнитным импульсам, возникающим при солнечных магнитных бурях или при близких ударах молний.

В итоге уровень разрешения, скорость и эффективность действия широкополосных радаров станут настолько высокими, что их вполне можно будет называть «радарным зрением».

Применять подобные системы планируется не только в оборонной промышленности, но и в гражданской сфере. К примеру, на транспорте: они смогут мгновенно обнаруживать препятствия на пути высокоскоростных поездов. И даже в жилищно-коммунальном хозяйстве: фотоны способны заменить горячую воду в городских системах теплоснабжения (энергия, распространяемая через фотонно-кристаллическое волокно, преобразуется в тепло с почти 100% КПД).

В настоящее время фотоникой в России занимаются примерно 850 организаций. Большая их часть сосредоточена в Москве и области, Петербурге, Новосибирске и Поволжье. Одним из крупнейших производителей в этой области является КРЭТ.

Сегодня КРЭТ и Фонд перспективных исследований (ФПИ) совместно создают элементную базу радиофотоники для радиоастрономии, радиолокации и других сфер. Соответствующее соглашение компании подписали в начале 2015 года. Проект «Разработка активной фазированной решетки на основе радиофотоники» включает в себя проведение исследований на базе предприятий концерна и разработку универсальной технологии, которая будет положена в основу радаров и систем РЭБ нового поколения.

Из бюджета были выделены сотни миллионов рублей на создание специальной лаборатории, которая обеспечит проведение поисковых научно-исследовательских работ, а также тестирование экспериментальных образцов элементной базы радиофотоники и широкого спектра устройств на ее основе. Планируется, что исследования займут 4,5 года.

Кроме того, специалисты КРЭТ занимаются сейчас расширением областей применения устройств и систем на основе радиофотоники для радиоастрономии, радиолокации, радиосвязи по оптическому волокну, мобильной связи.

«Радиофотоника – это перспективное научное направление, которое в будущем определит вектор развития технологий двойного назначения во всем мире, – считает генеральный директор КРЭТ Николай Колесов. – Для России это будет огромный научный и технический прорыв, который обозначит переход к шестому технологическому укладу».

К 2020 году с помощью новейших технологий КРЭТ планирует создавать эффективные и продвинутые приемо-передающие устройства, радиолокационные станции и другие радиочастотные системы, которые придут на смену существующим. К примеру, использование систем радиооптических фазированных антенных решеток (РОФАР) в перспективе позволит построить сеть уникальных синхронизированных космических и наземных радиотелескопов, а также покрыть фюзеляж самолетов и вертолетов «умной» обшивкой нового типа.

Радарами на основе РОФАР планируется оснастить, например, российский истребитель пятого поколения ПАК ФА, ряд других летательных аппаратов – пилотируемых и беспилотных, а также военно-морские платформы, в частности радиолокационные станции кораблей и подводных лодок.

Системы РОФАР позволят сократить массогабаритные характеристики радиоэлектронного оборудования в 5–7 раз. При этом функции всех современных антенн будет выполнять один перспективный локатор.

Благодаря РОФАР разрешающая способность средств связи и радаров увеличится в десятки раз. Если у современного локатора частота излучения 10 ГГц, 3 см с шириной спектра 1-2 ГГц, то у РОФАР эта частота может составлять от 1 Гц до 100 ГГц одновременно.

Другими словами, радиооптические фазированные антенные решетки способны делать своеобразный «рентгеновский снимок» самолетов, находящихся на удалении более 500 километров, и давать их детализированное, объемное изображение. Более того, поскольку сигнал способен проникать сквозь любые препятствия, включая метровые свинцовые стены, эта технология позволяет заглянуть внутрь объекта, узнать, какую технику он несет, сколько людей в нем находится, и даже разглядеть их лица.