26 дек 2014

Арктика – российский приоритет


Ровно год назад, 26 декабря 2013 года, на заседании Морской коллегии отметили, что сегодня разворачивается целая битва за закрепление в Арктическом регионе. Предприятия Ростеха активно участвуют в выполнении этой задачи, выпуская продукцию, которая уже эффективно используется нашей страной в северных широтах, и проектируя перспективную.

Одна из главных тем, над которой работает корпорация, – это обеспечение технологической безопасности. Как известно, на севере России находится немало объектов критической инфраструктуры страны: атомные электростанции, пункты базирования атомных кораблей ВМФ, элементы коммуникаций. Холдинг «Росэлектроника» производит электронно-компонентную базу, изделия электронной техники и электронные материалы, необходимые в том числе для работы аварийно-спасательных центров (АСЦ) в Арктике.

На севере России уже создано около десятка таких комплексных АСЦ: в Архангельске и Анадыре, Воркуте и Дудинке, Мурманске и Надыме, Нарьян-Маре и других поселениях. Спасательные центры обеспечивают режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике.

Кроме того, предприятия Ростеха разрабатывают уникальные технологии и выпускают машины, специально приспособленные для эффективного выполнения задач в условиях Арктики. Расскажем подробнее о трех наиболее интересных и по-настоящему выдающихся моделях.

«Корсар» – амфибийное маломерное судно на воздушной подушке (АМСВП), созданное компанией «Трансэкология», резидентом Ханты-Мансийского технопарка высоких технологий, при участии специалистов Ростеха. Основным достоинством машины является вездеходность и возможность эксплуатации в течение всего года на реках, озерах, в заболоченной местности, траве, снежной целине, пересеченной местности с крутизной подъемов до 25 градусов.

Особенно востребован данный вид транспорта в межсезонье, когда автомобили тонут в бездорожье, а речной транспорт уже рискует застрять во льдах. Незаменим этот вездеход и в тех местах, где имеются трудности с авиационным сообщением между территориями.

АМСВП «Корсар» имеет полезную нагрузку 300 кг (при собственном весе 450 кг), пассажировместимость – три человека. К неоспоримым достоинствам судна следует также отнести:

– гибкое ограждение нового типа, изготовленное из новейшего полиуретанового полотна, устойчивое к проколам и порезам, высокой траве и рыхлому снегу;

– удобство в ремонте – быстроразборная конструкция позволяет производить замену деталей без специальной подготовки прямо в полевых условиях;

– корпус из композитных материалов, обладающий низким обмерзанием;

– удобные транспортные габариты (2,1 х 4,8 х 1,7 м), что позволяет производить быструю смену мест эксплуатации;

– герметичный утепленный салон со стрелковым люком и багажными отсеками;

– способность достигать скоростей свыше 120 км/ч;

– безопасность при управлении – система торможения обеспечивает хороший контакт с поверхностью, по которой передвигается вездеход.

«Панцирь» – самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) наземного базирования, предназначенный для защиты гражданских и военных объектов от всех современных и перспективных средств воздушного нападения. Также надежно «Панцирь» способен прикрывать обороняемый объект и от любых наземных и надводных угроз. 16 ноября 2012 года по распоряжению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева ЗРПК «Панцирь-С1» принят на вооружение Российской армии.

ЗРПК разработан тульским Конструкторским бюро приборостроения в 1994 году. Впервые его показали публике на авиасалоне МАКС-1995. На базе основной модели создано несколько модификаций, в том числе специальная – предназначенная для действий в экстремальных условиях Арктики.

Машина представляет собой ракетно-пушечный комплекс, размещаемый на гусеничном шасси, колесном шасси грузовика, прицепа или устанавливаемый стационарно. Управление могут осуществлять два или три оператора. Особо хочется отметить, что время перевода комплекса из походного положения в боевое составляет всего 5 минут.

Не так давно арктическая версия «Панциря» была отправлена на Новосибирские острова, где Россия возобновила свое военное присутствие.

Ми-8АМТШ-ВА – одна из новейших модификаций знаменитого вертолета Ми-8, разрабатываемая холдингом «Вертолеты России» специально для работы в Арктике. В августе текущего года компания продемонстрировала этот проект на выставке «Дни инновации Министерства обороны» в рамках «Оборонэкспо-2014».

Арктический Ми-8АМТШ-ВА создается на базе военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В, оснащенного новыми газотурбинными двигателями «Климова» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновленной авионикой разработки предприятий КРЭТ.

При его разработке используются технологии, применяемые на космических кораблях, учитывается специфика применения машины в условиях низких температур и ограниченной видимости Крайнего Севера, в том числе полетов в условиях полярной ночи. По словам конструкторов, вертолет будет способен выполнять задачи даже при затруднениях с ориентированием, например, во время пропадания спутниковых сигналов.

Не менее важно, что эту машину вполне можно будет использовать и в мирных целях: например, для шельфовых работ на Крайнем Севере или для обслуживания ученых-полярников. 

На авиационном заводе в городе Улан-Удэ в настоящее время ведется строительство первого прототипа этой машины. Летные испытания арктического вертолета должны начаться текущей зимой.