Главное событие
ИТ индустрии
Иннополис
24–26 мая 2017
Цифровая индустрия промышленной России
«ЦИПР-2017» — актуальная межотраслевая площадка для глобального диалога представителей промышленности, профессионалов отрасли информационных технологий, телекома, оборонного комплекса, венчурных инвесторов и государства по вопросам развития цифровой экономики, несырьевого экспорта и обеспечения кибербезопасности.
Почётные гости
Денис Валентинович
Мантуров
Министр промышленности
и торговли РФ
Сергей Викторович
Чемезов
Генеральный директор «Госкорпорации Ростех»
Рустам Нургалиевич
Минниханов
Президент
Республики Татарстан
Николай Анатольевич
Никифоров
Министр связи и массовых коммуникаций РФ
05 июн 2014

Управление электропоездом по системам КРЭТ

 

Многие из нас почти каждый день совершают поездки на электропоездах – в метро, на пригородной железной дороге или на монорельсовом транспорте. За нашу с вами безопасность отвечает машинист поезда, а помогают ему в этом нелегком деле высокотехнологичные автоматические системы управления. Такое оборудование производится в подмосковном НИИ Приборостроения имени В. В. Тихомирова, входящем в состав холдинга КРЭТ.

Поездки на электричках или в метро сегодня стали обыденным делом, поэтому, спускаясь в подземку, мы совершенно не задумываемся, почему поезда  движутся и как управляются. Сегодня электропоезда используются в качестве пригородных электричек, поездов в подземном метрополитене, на линиях легкого наземного метро и на монорельсовой дороге.

Электропоезда являются неавтономным подвижным составом, который получает энергию от внешней сети с помощью токоприемников, соединяющихся с контактным рельсом. В отличие от других транспортных средств они могут быстро разгоняться и тормозить на коротких промежутках между станциями метро. А также, что немаловажно, не загрязняют окружающую среду.

Обычно электросостав состоит из моторного поезда, который тянет за собой прицепные вагоны. Вагон с кабиной управления называют головным, и он так же, как и остальные вагоны, перевозит пассажиров. В головном вагоне располагается рабочее место машиниста и все основные органы управления электропоездом. Сегодня поездом управляет современная автоматика, и некоторые из этих систем производятся в подмосковном городе Жуковском на предприятии НИИ Приборостроения имени В. В. Тихомирова.  Здесь разработаны и производятся: унифицированный пульт управления электропоездом,  блок БАРС-С и система управления, безопасности и технической диагностики подвижного состава метрополитена «Витязь».

Унифицированный пульт управления электропоездом

Пульт управления устанавливается в кабине машиниста. С помощью него машинист может управлять поездом в одиночку, при этом для помощника машиниста организовано пассивное рабочее место. Пульт включает в себя каркас и установленные в него органы управления, а также средства индикации.  В основе работы пульта – программная обработка информации, поступающей от оборудования поезда. Обработка информации ведется в режиме реального времени и в удобном виде представляется машинисту на дисплее пульта. Органы управления на панелях сгруппированы по функциональным признакам.

Блок БАРС-С

Блок управления БАРС-С – это система для полномасштабного дублирования выполнения всех функций автоматизированного регулирования скорости  в каждом головном вагоне. Дает возможность управления составом от комплекта БАРС-С, установленного в хвостовом вагоне. Блок имеет дополнительную защиту от ложных срабатываний, встроенную защиту от короткого замыкания в цепи нагрузки и от перегрева. Возможна регистрация на флеш-памяти параметров работы как самого блока БАРС-С, так и вагонного оборудования. Время регистрации – последние 32 часа работы состава. Кроме этого, блок реализует дополнительные функции: определение местоположения состава, автоматический контроль непроезда станции  и блокировка открытия дверей на станции с недопустимой стороны.

Система «Витязь»

Система «Витязь» работает в режиме реального времени и обеспечивает управление всем вагонным оборудованием, безопасность движения, полную диагностику вагонного оборудования и выдачу рекомендаций машинисту по управлению поездом. Система обладает универсальной структурой и аппаратной частью, что позволяет устанавливать ее на многие типы вагонов. Аппаратная часть защищена от помех за счет использования методов гальванической развязки. Возможно многократное увеличение числа контролируемых параметров при добавлении необходимых датчиков.

Основными элементами системы являются блок управления поездом, блок автоматического регулирования скорости, блок управления вагоном, контроллер задания режимов движения и монитор машиниста на основе ЖК-панели.

Система «Витязь» обеспечивает управление поездом в режиме ручного и автоматического управления с учетом авторежима, автоматическое ограничение скорости поезда по сигналам с рельсовой линии, управление отдельным моторным вагоном при маневрах, сигнализацию о допустимой, предупредительной и текущей скоростях, техническую диагностику вагонов поезда.

В настоящее время в эксплуатации находятся свыше 150 составов, оборудованных системой «Витязь-1М». Они эксплуатируются на Филевской, Арбатско-Покровской, Люблинской и Кольцевой линиях Московского метрополитена и в метрополитенах Казани и Софии.