ГЕЛЕНДЖИК
14–15 СЕНТЯБРЯ, 2017
Конференция БИОТЕХМЕД —
федеральная авторитетная
площадка, которая позволяет
создать диалог между бизнесом
и властью, а также разработать
комплексные подходы для решения
актуальных вопросов отрасли.
Темы конференции
  • инновационное
    медицинское оборудование
  • тканевая инженерия
    и клеточные технологии
  • инвестиционный климат
    и инфраструктура инноваций
  • агробиотехнологии
    и инновации в сельском
    хозяйстве
  • менеджмент организаций здравоохранения
    и медицинский туризм
Почётные гости конференции
Денис
Валентинович
Мантуров
Министр
промышленности
и торговли РФ
Вероника
Игоревна
Скворцова
Министр
здравоохранения
РФ
Сергей
Викторович
Чемезов
Генеральный
директор
Госкорпорации
Ростех
20 фев 2014

«Стеклянная кабина» – воплощение фантастики


Система под названием «Стеклянная кабина» помогает пилоту как можно более вдумчиво и оперативно пользоваться поступающей информацией. Все данные отображаются на системе экранов, что позволяет разработчикам авиационной электроники создавать все более сложные программы для воздушных судов. Это значительно повышает безопасность полетов.

Когда-то авиаперевозки не были настолько сложными как в наши дни. Но с развитием технологий и увеличением перелетов управление полетом становилось все более сложной задачей. В начале 70-х годов прошлого века в кабине обычного транспортного самолёта было установлено более ста приборов и органов управления. Основные приборы были окружены множеством индикаторов, шкал и символов, а растущее число элементов кабины пилотов занимали много места и рассеивали внимание летчиков. Пилоты тратили много времени и сил, чтобы собрать и обработать всю необходимую информацию.

В попытке решить проблему NASA провело исследование по разработке дисплеев, способных обрабатывать данные от бортовых систем самолёта и полётных данных и отображать ситуацию.

«Стеклянную кабину» или в английском варианте glass cockpit, нельзя назвать совсем уж новинкой, прототипы нынешней кабины появились в 80-х годах. Но современное развитие компьютерных технологий позволило сегодня сделать качественный прорыв в развитии этого устройства. Что же это такое?

Термином  «стеклянная кабина» называют  усовершенствованную панель управления,  которая включает в себя некоторое количество цифровых дисплеев, а не  традиционные аналоговые датчики. Эта система устанавливается  как и на самолетах высокого класса, так и на судах общего назначения. Экраны «стеклянной кабины» располагаются в определенном порядке в соответствии с размером. Они более оперативно чем раньше отображают навигацию, состояние систем и информацию о погоде. Все это позволяет летному составу собирать необходимую информацию за более короткий период времени.

В «стеклянной кабине» обычно устанавливают несколько дисплеев системы управления полетом, которые можно индивидуально настраивать для отображения информации. В зависимости от сложности типа самолёта, иногда подобная система позволяет даже отказаться от бортинженера. В «стеклянной кабине» на смену привычным гироскопическим пилотажным приборам приходят электронные курсовертикали и системы воздушных сигналов. Также в эту систему обязательно включается прибор приема GPS. Всё это вместе повышает точность показаний и оптимизирует расходы на эксплуатацию и обслуживание самолетов.

Основной целью создания «стеклянной кабины» является повышение ситуационной осведомленности экипажа во время полета. Пилоты могут контролировать многие системы нажатием одной кнопки. В обычной кабине, им приходится сверяться с большим количеством инструментов, чтобы получить ту же самую информацию.

Первые разработки прототипа «стеклянной кабины» были созданы по инициативе NASA, и с 1979 года в самолетах началось внедрение электронных индикаторов режима полета. К концу 1990-х годов большинство производителей устанавливали в кабины самолетов жидкокристаллические дисплеи. В наши дни такие кабины стали стандартным оборудованием для самолетов бизнес-класса, военных самолетов, авиалайнеров, вертолетов и даже применяются на яхтах и катерах. Все современные  авиалайнеры, такие как Airbus A380, Boeing 787 оснащаются «стеклянными кабинам».

В самолетах бизнесс-класса система обычно представлена двумя экранами, которые заменили привычные основные шесть пилотажных приборов. Первый экран, это основной пилотажный индикатор, который и заменяет пилотажные приборы. Второй экран, это многофункциональный индикатор, состав которой зависит только от того, сколько опций может позволить себе владелец самолета.

При создании «стеклянных кабин» первого поколения конструкторы просто повторяли внешний вид электромеханических приборов. Новые разработки обрабатывают информацию подобно полноценным компьютерам. На современные дисплеи может выводиться карта местности, схема захода на посадку, карта погоды и другие навигационные подсказки. Иногда в «стеклянные кабины» могут входить системы ночного видения и технического зрения, которые создают трехмерную картинку окружающего мира (подобно картинке из авиастимулятора).

Одной из «фишек» усовершенствованной кабины является так называемое «устройство отбора информации». Система может самостоятельно скрывать с экрана ненужные в данные момент индикаторы и значки. Это позволяет пилотам выполнять важные задачи без отвлекающих факторов.

В нашей стране постоянно ведутся разработки по улучшению модификаций «стеклянной кабины».

В прошлом году на ежегодной вертолетной выставке-ярмарке HeliExpo-2013 был проведен традиционный «Русский час», в рамках которого холдинг «Вертолеты России» презентовал несколько новых машин. Вертолет Ми-172А2, последняя версия машины семейства Ми-8, удовлетворяет современным требованиям в части безопасности полетов и комфортности, в том числе, благодаря установленной в ней суперсовременной версии «стеклянной кабины». Повышение степени автоматизации бортового оборудования вертолета  позволяет и на этой машине сократить количество членов экипажа  до двух человек (пилота и второго пилота).

Кроме того, вертолетостроительное предприятие «Роствертол». входящее в стурктуру «Вертолетов России», провело кардинальную модификацию легендарного вертолета Ми-26 и представило  новую версию  Ми-26Т2. Вертолет  станет первым российским представителем класса тяжелых вертолётов, полностью соответствующим требованиям нового тысячелетия и максимально вобравшим все достижения современной науки и техники. Главной отличительной особенностью новой машины станут применение цифрового бортового радиоэлектронного оборудования и сокращённый до двух человек экипаж. На его борту установлен модифицированный бортовой комплекс авионики БРЭО-26.

Стеклянная кабина Ми-26Т2 оборудована пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, на которые может выводиться цветное изображение груза на внешней подвеске, новым цифровым автопилотом и новым навигационным комплексом с поддержкой ГЛОНАСС. Для визуального контроля за грузом на внешней подвеске в ночное время установлен дополнительный прожектор. Он имеет режим стандартного свечения, а также режим ИК-свечения для применения с очками ночного видения. Аналогичная бортовая система ранее была уже установлена на ударный вертолет Ми-28, также выпускаемый на этом предприятии.

Еще одной уникальной российской разработкой является полностью цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) установленный в двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130. Его «стеклянная кабина» разработана в опытно-конструкторском бюро «Электроавтоматика», которое в ходит в концерн КРЭТ. Для Як-130  были разработаны и произведены передовые системы навигационного, пилотажного и боевого БРЭО. Таким образом, Як-130 является первым российским самолетом, не имеющим на борту аналоговых приборов.

КРЭТ - концерн «Радиоэлектронные технологии» был создан в 2009 году, объединив более полусотни предприятий радиоэлектронной отрасли страны. Входит в состав Госкорпорации Ростех.

«Роствертол» — российская авиастроительная компания и одноимённое авиастроительное предприятие холдинга «Вертолеты России», расположенное в Ростове-на-Дону. На протяжении свыше 60 лет на заводе производится авиационная техника, в том числе более 40 лет вертолёты марки Ми.

Холдинг «Вертолёты России» является единственным разработчиком и производителем вертолётов в России, а также одной из немногих компаний в мире, обладающих возможностями для проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолётов.