Сергей Когогин: В этом году нам предстоит произвести 36 тыс. автомобилей

Сергей Когогин: В этом году нам предстоит произвести 36 тыс. автомобилей

 

КАМАЗ продолжает модернизировать свой модельный ряд и расширять выпуск новых автомобилей по различным модификациям. О динамике развития производства, планируемых объемах выпуска машин, а также об экспортных перспективах предприятия рассказал в интервью генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

– Сергей Анатольевич, какие события 2016-го вы считаете знаковыми для компании?

– Наверное, надо сказать «спасибо» 2016 году – непростому, но справедливому. Нам удалось завершить его без убытка – он создал КАМАЗу условия для роста. 2015 год был существенно сложнее. В целом российский рынок начал подавать «признаки выздоровления». Если перелистать календарь назад… Событий немало. Во-первых, в феврале 2016 года мы отпраздновали 40-летие со дня выпуска первого автомобиля КАМАЗ. Эту радость разделил с нами Президент РФ Владимир Путин.

Наверное, надо сказать «спасибо» 2016 году – непростому, но справедливому. Нам удалось завершить его без убытка – он создал КАМАЗу условия для роста

Сергей Когогин, гендиректор КАМАЗа

Другая веха – март, начало строительства в периметре КАМАЗа завода каркасов кабин для грузовиков поколения К5 в сотрудничестве с компанией Daimler. Это первый столь крупный проект со времен строительства самого КАМАЗа. Мы продолжаем модернизировать свой модельный ряд. Весной с конвейера сошли первые самосвалы КАМАЗ-6580 и -65802 – представители тяжелого ряда семейства перспективных автомобилей, другого уровня комфортности.

В ноябре на прессово-рамном заводе сварен 5-тысячный каркас кабины для нового модельного ряда. В 2016 году мы участвовали в разработке эксклюзивной концепции городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов – проект «Шатл».

– До 58% выросла доля КАМАЗа на рынке (год назад был 51%), и это не может не радовать, но вы как-то говорили, что рост доли КАМАЗа на падающем рынке – показатель кризиса?

– Да, клиенты становятся более сдержанными в выборе. Но это также показатель того, что КАМАЗ является ключевым игроком на рынке России, и именно такие серьезные игроки занимают ниши «по правилу жанра». Для нашего персонала доля в 58% – даже не столько преимущество, сколько ответственность: мы должны соответствовать ожиданиям «на все сто». Ключевое событие года – нам удалось убедить клиента, вызвать доверие к нашему новому модельному ряду.

Для нашего персонала доля на рынке в 58% – даже не столько преимущество, сколько ответственность: мы должны соответствовать ожиданиям «на все сто»

Сергей Когогин, гендиректор КАМАЗа

Наверняка сказалось и то, что с 2008 года наши потребители очень сдержанно обновляли свои парки. Но так не может продолжаться до бесконечности, даже в условиях нестабильной экономики началось движение, а государство создало все условия, чтобы экономически это обновление стимулировать.

– С какими проблемами КАМАЗ может столкнуться в 2017 году?

– Я считаю, что тенденция умеренного роста рынка сохранится. Что касается госпрограмм, то пока факт поддержки финансово не подтвержден, надо рассчитывать на собственные силы. К сожалению, остается низким спрос в основных отраслях-потребителях грузовых автомобилей, и высокой – стоимость кредитных ресурсов. Сдерживающим фактором может в 2017 году стать рост тарифов системы «Платон». Но мы видим значительный потенциал роста на зарубежных рынках.

– Где КАМАЗ намерен заявить о себе?

– Будем работать на наших традиционных рынках, а если иметь в виду новые, то это Иран, страны Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индонезия, Малайзия) и Латинской Америки (Колумбия, Чили, Уругвай, Парагвай). Планируем возобновить сборку КАМАЗов в Иране и Вьетнаме. В этом году переориентировали наш экспорт: в общем объеме доля стран дальнего зарубежья превысила долю стран СНГ. Из значимых крупных контрактов отмечу подписание документа на поставку автотехники КАМАЗ на Кубу, часть которого переносится на 2017 год.

В целом анализ экономики стран, где мы продаем наши автомобили, говорит о том, что ожидать сейчас большого роста экспорта можно вряд ли. Пока нет крупного задела, но надеюсь, что наши экспортники совершат, как говорится, очередной подвиг и найдут новые контракты, новые направления. Должно сыграть свою роль и стимулирование экспорта на уровне государства.

– Будет ли КАМАЗ выступать с новым модельным рядом в новых сегментах?

– Надо закрепить позиции, завоеванные «5490», расширять выпуск новых автомобилей по различным модификациям – мы же взяли на себя серьезную задачу в 2017 году произвести и продать 6100 автомобилей нового модельного ряда. Ключевым будет то, что с этой моделью нам нужно выходить уже за пределы рынка России.

–  В какие проекты КАМАЗ будет инвестировать средства?

– Приоритетные направления мы не останавливаем даже в кризис. Сейчас – это организация производства нового семейства 6-цилиндровых рядных двигателей и новый завод по производству каркасов кабин, о чем я сказал ранее.

В 2017-м планируем направить на развитие почти 20 млрд рублей. Это очень серьезные деньги, вряд ли такой объем когда-либо осваивался в истории КАМАЗа

Сергей Когогин, гендиректор КАМАЗа

В 2016-м инвестиции составили более 6,5 млрд рублей, в 2017-м планируем направить на развитие почти 20 млрд рублей. Это очень серьезные деньги, вряд ли такой объем когда-либо осваивался в истории КАМАЗа (за исключением, конечно, строительства), и мы обязаны потратить их эффективно. Наша программа развития сформирована по модульному принципу и может трансформироваться по ситуации.

– Не так давно Совет директоров КАМАЗа принял ряд важных решений. Каковы перспективы у предприятия?

– Утверждена Программа стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2025 года, в рамках которой в 2017 году нам предстоит произвести 36 тыс. автомобилей и совершить новые шаги в сфере модернизации производства. Свою долю на рынке России мы намерены сохранить на уровне нынешнего года. Продолжим выводить модели нового поколения – транспортного, тяжелого семейства, обновленный магистральный тягач КАМАЗ-5490. При этом нас ждет активная работа над замещением импортных комплектующих, использующихся в производстве автомобилей нового модельного ряда. Продолжим разработку автомобилей, освоение которых планируется в 2019 году.

– Какие топ-задачи на 2017 год ставите перед камазовцами и для себя лично как руководитель?

– Обеспечить исполнение бизнес-плана, выйти на достаточный уровень доходности, запустить два инвестпроекта (двигатель и кабина) и открыть новые экспортные рынки.

– Вы всегда подчеркиваете, что КАМАЗ – не только машины, но и люди…

– Вкладываясь в персонал, мы создаем свое будущее как компания. Нам нужны рабочие, обладающие новыми, современными компетенциями, для чего в этом году создан корпоративный учебный Многофункциональный центр прикладных квалификаций. С этого года решили больше уделить внимания «резерву», который еще учится в школах, колледжах. Стали соучредителями детского технопарка «Кванториум», и уже есть победы, которыми гордимся. Реализуем мощный профориентационный проект «Дни КАМАЗа». Он набирает силу, у ребят есть интерес к техническим профессиям, и вообще они узнают о КАМАЗе много нового, глаза горят.

На днях подписан новый коллективный договор (прежний выполнен на 100%), который увеличен на 45 млн рублей, социальный заказ на поддержку коллектива составляет 782 млн рублей. Как видите, сумма ежегодно немного растет, хотя численность персонала снижается. Это говорит об индексации социальной помощи и новых стимулах. Направления самые разные, от приобретения путевок в санатории до выдачи небольших подъемных ребятам, которые возвращаются на КАМАЗ из армии, до компенсации стоимости обедов.

Кстати, тот факт, что более 80% камазовцев питаются в столовых – один из показателей здоровья коллектива. Мне вообще кажется, что наши люди понимают: если в жизни случится что-то… неординарное, ты не останешься с проблемой один на один. Вспомните газовый взрыв в доме 53/28 в июле 2016 года: жильцам оперативно помогли и компания, и профком, и, главное, сами сотрудники поддержали коллег.

В 2017 году нам предстоит произвести 36 тыс. автомобилей и совершить новые шаги в сфере модернизации производства

Сергей Когогин, гендиректор КАМАЗа

– Вы неоднократно выступали перед камазовцами. Но представьте, что вы вновь стоите перед этим славным коллективом, что вы хотите им сказать?

– КАМАЗ, который решил работать и не сдавать своих позиций, идет к реальным целям: мы предлагаем рынку безусловное качество и надежность нового модельного ряда, строим новый завод, разрабатываем беспилотник, продвигаем газомоторную технику… Не сомневайтесь, в наших силах и возможностях, с уверенностью смотрите в будущее: для этого мы работаем, и у нас все получится. В 2017 году нам предстоит произвести 36 тыс. автомобилей и совершить новые шаги в сфере модернизации производства. Все это элементы будущего, и мы к нему готовы!

Источник: Вести КАМАЗа