09 мар 2016

Гиви Джанджгава: Импортозамещение должно стать внедрением новых технологий


На III Съезде авиапроизводителей России, который пройдет в подмосковном Жуковском 14–15 апреля, обсудят основные аспекты стратегии развития отечественного авиастроения. Спикерами выступят руководители и специалисты ведущих предприятий отрасли. Работу одного из пяти круглых столов возглавит Гиви Джанджгава, заместитель гендиректора КРЭТ, президент и генконструктор Раменского приборостроительного КБ, доктор технических наук, профессор. Недавно в интервью он рассказал о предстоящем событии и перспективах отечественного авиапрома. 

— Какие вопросы будут обсуждаться на вашем круглом столе?  

— Первый – обсуждение новых технологий и существующих современных, которые необходимо внедрять. Мы составили перечень базовых критических технологий, которые сейчас нужно запускать для текущего выпуска передовых комплексов, а также прорывных технологий, которые в будущем могут обеспечить следующее поколение аппаратов, с вызовами до 2040 года. Эти технологии сейчас крайне важны, и Дмитрий Рогозин подчеркнул это на недавнем заседании ВПК. Сейчас наша отрасль в таком состоянии, что если мы задержимся в развитии или остановимся, то ничего не вернется. Нам нужно рвануть вперед любым способом и выйти на новый уровень. У нас есть шанс: кому нечего терять, тому легко бежать вперед. А западные фирмы отягощены массой сегодняшних технологий, им сложнее оставлять их и стремиться вперед. Уже два года мы проталкиваем свои идеи, обсуждаем их на всех экспертных советах, но пока они не получили жизнь. А сейчас, когда средства обрезают, нужно на всех уровнях требовать, чтобы эти технологии мы смогли внедрять на предприятиях, модернизировать их и идти вперед. 

Второй вопрос – импортозамещение комплектующих и электронных компонентов украинского и натовского производств. Вначале мы выработали концепцию, что если замещать имеющиеся изделия, то это означает вкладывать деньги в прошлое, лет на 20. Мы поставили задачу делать такой опережающий уровень, который вмещает в себя комплектации предыдущего поколения. Тогда если я провожу модернизацию, то одновременно совершаю импортозамещение и продвигаюсь вперед с опережающими технологиями.   

Нам нужно рвануть вперед любым способом и выйти на новый уровень. У нас есть шанс: кому нечего терять, тому легко бежать вперед

Гиви Джанджгава,   заместитель гендиректора КРЭТ

Третий вопрос, который подлежит обсуждению, – это унификация. Мы делаем оборудование из расчета не только для самолетов, но и для вертолетов, используя унифицированную базу. Сейчас, несмотря на то что денег не хватает, многие процессы и направления дублируются, и каждый начинает как бы тянуть одеяло на себя. Ситуация безобразна, и ее нужно исправлять либо директивно, либо общественным путем. Поэтому вопрос унификации крайне важен.  

Кроме трех перечисленных вопросов, есть еще один, по которому мы обменяемся мнениями, – это вопрос кадров. Первого марта на заседании ВПК обсуждался этот вопрос с участием ректоров ведущих вузов. Я там сказал, что нам нужны не молодые слесари и инженеры, а нам не хватает главных конструкторов и их заместителей. Не хватает тех, кого мы «проспали» в 1990-е годы, кто ушел из промышленности в бизнес, – специалистов 40–45 лет. Нам не хватает специалистов высшей квалификации, носителей конкурентных качеств на мировом рынке. У нас выпало целое поколение. Кстати, у американцев и европейцев тоже был похожий процесс, когда произошло потепление в отношениях и начались сокращения в армии и оборонке. Но у них он был не таким резким, они его преодолели в «нулевые» годы, а мы нет. Я вышел с предложением придержать на работе пожилых ученых и окружить их молодыми, чтобы возник процесс передачи знаний и опыта. Передовые знания, имеющие конкурентные качества, трудно формализуемые и витающие на полудогадках, обычным наставничеством не передашь. На заседании ВПК я сказал, что эти проблемы можно решить одним способом – снова начать совместную работу с институтскими кафедрами. На предприятиях не хватает людей, работающих на опережение. Считаю, что привлечение кафедр к проработке опережающих проблем – это дешево и сердито.  

— На круглом столе будет обмен мнениями или вы примите какое-то согласованное решение?  

— Мы должны выработать решение, которое будем представлять на пленарном совещании. Кроме того, мы должны «родить» какие-то предложения, которые будут вписаны в план мероприятий для последующего исполнения решений съезда. Союз авиапроизводителей – это общественная организация, и она может рекомендовать Минпромторгу что-то и помочь ему это сделать.  

— А как Минпромторг отнесется к рекомендациям съезда?  

— Великолепно, ведь председателем его оргкомитета является замминистра Андрей Богинский, с которым мы совместно проводим съезд. Министерству часто полезна деятельность общественной организации. Деятельность госструктуры ограничена многими строгими рамками, а общественная – может помочь ей как-то сгладить их. Бывает, что две госструктуры, преследуя свои интересы, часто не могут найти общего языка, чтобы решить проблему. Например, в 1990-е годы в рамках Лиги оборонных предприятий мы непрерывно мирили министерства обороны и экономики. На Западе в сфере гражданской авиации вопросами сертификации занимается только общественная организация, государство не имеет права в этом участвовать, чтобы не оказывать давления на бизнес. Союз авиапроизводителей и был создан для решения подобных задач. Председатели его комитетов принимают участие в соответствующих международных организациях.  

— Скажите, сколько участников может сесть за ваш круглый стол?  

— Приехать могут десятки предприятий, может, сотня. Вопрос не только в интересе, а он у них есть, но и в возможностях, деньгах и времени. Надеюсь, будет немало участников.  

— Какие ваши ожидания перед съездом? Какие цели вы ставите перед собой?  

— Время проведения съезда связано с тем, что сейчас формируются основные государственные программы, которые будут обсуждаться в госорганах и в Думе. Это программы на 2016–2020 годы, 2018–2025 годы, а также программа развития авиации, гособоронзаказ и другие. Программы еще не готовы, но с них начинают «снимать» деньги, то есть идет живое планирование наших будущих действий. Поэтому крайне важно, чтобы прозвучало общественное мнение с резолюцией по нашим вопросам. Мы проведем свой съезд, примем определенную резолюцию и положим ее на стол перед депутатами, которых сами избирали и будем переизбирать осенью. Они будут вынуждены нас послушать. В старое время по гособоронзаказу своей общественной организацией мы добивались на 10%, а иногда и больше, дополнительных денег.  

— Можно ли будет на съезде сформулировать предложения, направленные на активизацию развития авиапрома?  

— Мы для этого и собирались – чтобы активизировать. Цель работы съезда – выйти с общими задачами авиационной промышленности на властные структуры для принятия мер с целью продвижения авиационной промышленности. Это общая задача, но здесь еще один аспект: у нас была предыдущая стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года, а сейчас мы должны обменяться мнениями и приступить к созданию уже новой стратегии развития авиационной промышленности. Для этого нужно выработать какие-то определенные доктрины.

По материалам газеты «Жуковские вести»