17 фев 2015

Дмитрий Шугаев: «Санкции нас здорово взбодрили»


«Либо ты адаптируешься к требованиям рынка, либо проигрываешь», –  считает замгендиректора Ростеха по внешнеэкономическому сотрудничеству. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Шугаев рассказал об импортозамещении, влиянии санкций на поставки продукции военного назначения, а также о конкуренции на мировом рынке вооружений. 

Создание вертикальной структуры – оправданное решение

На сегодняшний день предприятия Ростеха  работают как по военной продукции, так и по гражданской тематике. Созданные холдинги – это вертикально интегрированные структуры, объединяющие предприятия по отраслевому принципу и образующие целые сектора российской промышленности.

Подавляющая часть предприятий – это предприятия оборонно-промышленного комплекса. Вот почему вопрос военно-технического сотрудничества и гособоронзаказа так важен для Ростеха. В структуру корпорации включен «Рособоронэкспорт», занимающийся поставками ПВН, у нас еще присутствуют 14 субъектов военно-технического сотрудничества, включая ОДК и «Вертолеты России».

Изначально предприятия самостоятельно поставляли конечную продукцию. Но результаты показали, что совершенно ненужная конкуренция внутри страны делала наши предприятия на внешнем рынке неконкурентоспособными.  Было принято решение о создании «Рособоронэкспорта» – единственного государственного посредника в импорте/экспорте продукции военного и двойного назначения.

Сегодня у нас выстроена четкая вертикаль в этой области.  Сегодняшние показатели и объемы доказывают, что решение, которое было принято по созданию вертикальной структуры, себя оправдало.  Из года в год экспорт вооружений у нас увеличивался. Если говорить об объемах только по линии «Рособоронэкспорта» в 2013 году – это порядка 13 млрд долларов. 

Но жизнь не стоит на месте. Мы сами инициировали предоставление холдинговым структурам права на осуществление внешнеторговой деятельности, но речь идет о поставках не финальной продукции, а комплектующих, запчастей, того или иного оборудования.

В 2015 году мы явно ничего не боимся

Несмотря на опасения, в 2015–2016 годах мы явно ничего не боимся, у нас есть уверенность, что будут исполняться существующие сегодня контракты по линии ВТС.

Сегодня портфель заказов по линии «Рособоронэкспорта» превышает 38 млрд долларов, он рассчитан на долгосрочную перспективу. Обычно это 5-6-летний период. 

Вопрос, чем заниматься в 2015–2016 годах, вообще не стоит. Во-первых, мы не стоим на месте – у нас постоянно проводится маркетинговая работа, мы работаем с традиционными заказчиками и ищем новые рынки, тем более в сложившихся условиях. 

Говорить о каких-то конкретных объемах и конкретных цифрах несколько поспешно, хотя бы из суеверия. Но в любом случае, это не может продолжаться бесконечно, к тому же наша промышленность должна работать эффективно и внутри страны, для собственных вооруженных сил, для Министерства обороны. Здесь нельзя все мощности, все силы пустить только на экспортные контракты. У нас все будет продолжаться в том же темпе, но мы не стремимся к искусственному наращиванию объемов по линии ВТС. 

Мы приложим все усилия для выполнения тех контрактов, которые уже заключены, и для выполнения контрактов, которые, несомненно, будут подписаны. На сегодняшний день существует тренд роста объемов закупок. Сегодня на долю развивающихся стран, если брать весь рынок, приходится около 80% поставок вооружения и военной техники. Поэтому вряд ли будет снижение уровня закупок. Единственное, что мы видим на сегодня – инозаказчик перестал закупать невысокотехнологичное оружие. 

Инозаказчики хотят оружие нового поколения

Сегодня общемировой тренд следующий: все хотят оружие нового поколения и современные технологии, чтобы применять их. Наблюдается принцип, который провозгласила Индия: «Делай в Индии – покупай индийское». Это означает, что продать в Индию ту или иную финальную продукцию довольно проблематично – речь идет о создании совместных производств, о создании совместных лабораторий для производства на территории страны своих собственных образцов. 

Яркий пример этого принципа – отказ индийских коллег от закупок французских самолетов «Рафаль». Основная причина – французы не хотят передавать технологии. То есть либо ты адаптируешься к ситуации, либо будешь проигрывать. Сегодня нельзя просто прийти с продукцией, сделать ей презентацию, сказать «бери». Диктовать свои условия инозаказчику сегодня практически невозможно. 

У нас есть традиционные партнеры – это Индия, Китай. У нас серьезные отношения с Латинской Америкой. Если рассмотреть рынок экспорта, то примерно так получается: 55,5% – это страны Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, где-то 18% – арабский мир, Северная Африка, около 15% – Латинская Америка, 7,9% – это СНГ и остальное (где-то 2,2%) –  страны Европы.

Индийский рынок активно развивает авиационную промышленность. У нас серьезные взаимоотношения по линии вертолетной техники, боевой авиации, военно-морских сил. Китай – это двигателестроение, авиационная техника, прежде всего вертолетная, системы ПВО. Этот регион по структуре экспорта мало чем отличается от арабского мира, там также заинтересованы в системах ПВО, вертолетной технике. Вообще, авиационная составляющая в экспорте – главенствующая. 

Мы готовы к совместному производству

Технологии – это тоже товар. Мы готовы к совместному производству, передаче тех технологий, которые необходимы для производства той или иной продукции. С определенными гарантиями, естественно. Технологии связаны, прежде всего, с авиационной техникой и двигателестроением. Для создания такой серьезной техники используется не одна технология.

К примеру, бортовое оборудование для широкофюзеляжного самолета в Китае. Это оптика, системы РЭБ, которые производит КРЭТ. Очень передовые технологии, все это признают и проявляют большой интерес. Не только в Индии и Китае.

У нас скоро две выставки. Первая начинается 18 февраля в Бангалоре. Это выставка аэрокосмических технологий, включая наземное оборудование для аэродромов. От нас поедет большая делегация, будет представлено порядка 30 организаций. Вторая – IDEX. Это такой «Уимблдон от сухопутья», потому что на нее приезжает самое большое количество предприятий и организаций со всего мира. Думаю, что в этом году будет порядка тысячи компаний из 60 стран мира.

Мы представлены практически во всем мире

Мы используем все доступные маркетинговые инструменты для продвижения продукции. Несмотря на то что у нас есть традиционные заказчики, не стоит на месте работа по поиску новых рынков. Мы широко используем институт загранпредставителей. У нас 53 представительства за рубежом. Хотя работают всего 155 человек, тем не менее мы представлены практически во всем мире, потому что многие представительства работают на несколько стран и являются региональными.

Таким образом, у нас охват порядка 90 стран. Эти люди на местах проводят серьезную маркетинговую и предконтрактную работу и, что немаловажно, выполняют большой объем работы после заключения контракта. Они находятся на острие событий, когда осуществляются поставки, прием той или иной продукции. Они на связи с заказчиком, прежде всего это национальные министерства обороны. 

Ростех использует и такой инструмент, как участие в выставках. Сегодня Корпорация организует российские экспозиции за рубежом. В этом году будет 17 выставок. Постоянно совершенствуем эту работу, делаем ее современной. Постепенно отходим от постеров, невзрачных моделей. Много интерактива, всегда ценятся натурные образцы. Кстати сказать, на индийскую выставку поступит Superjet во всей красе. На IDEX холдинг «Высокоточные комплексы» представит новейшие ПТРК «Хризантема-С». Очень грозное оружие. Модернизированная система с дальностью стрельбы до 6 километров, причем  в условиях отсутствия какой-либо видимости или полного задымления.

Это важный маркетинговый ход: когда ты привозишь продукцию в виде натурного образца, это всегда вызывает интерес, действует сильнее, чем любой макет. Но не всегда есть возможность привезти натурный образец. Во-первых, это дорого, а во-вторых, не всегда есть техническая возможность. 

Сколько существует ВТС, столько существует конкуренция 

У нас есть список вооружений, не разрешенных к экспорту. Есть страны, в которые экспорт вооружений не допускается. А есть и примеры недобросовестной конкуренции. Английская достаточно крупная выставка DSEI-2015 присылает на нашу заявку отказ, несмотря на то что мы партнеры. Англичане не хотят видеть нас на этой выставке.

Сколько существует отечественное ВТС с зарубежными странами, столько существует конкуренция. Давление оказывается всегда, в том или ином виде, чтобы или не допустить нас на традиционные рынки, или оттуда убрать. Это мы наблюдаем постоянно. Прекрасно знаем методы, которые используются. Нас давно это не удивляет, мы просто продолжаем сотрудничество с теми странами, с которыми мы привыкли работать, где мы зарекомендовали себя с хорошей стороны. К тому же мы продолжаем искать новые рынки, развивать сотрудничество, в частности в более широком масштабе с Латинской Америкой.

Санкции нас здорово взбодрили

Сказать, что санкции вообще нас не коснулись, было бы неправильно. Санкции подразумевают удорожание кредитных средств автоматически. Санкции, к сожалению, коснулись тех платежей, которые мы осуществляем или в адрес наших заказчиков, или при импорте. Ярчайший пример – «Мистраль». Контракт заключен в рамках межправительственных соглашений. Это совершенно другой уровень. Первый корабль не поставлен. Хотя второй корабль строится, что вселяет надежду на благоприятный исход ситуации. 

Необходимо избежать зависимости  от импортных комплектующих. С этой задачей успешно справляется, например, ОДК. Они разработали целую программу импортозамещения, чтобы стать лидером отрасли и перенести центр компетенций внутри страны. Это очень важно, потому что в противном случае ты будешь всегда зависеть от тех или иных поставщиков. Как это ни странно звучит, санкции нас здорово взбодрили. Особенно в плане импортозамещения. При других прочих случаях мы, может быть, жили бы по старинке, а санкции  сыграли свою роль. И программы импортозамещения существуют, разрабатываются. Мы уделяем этому большое внимание, особенно на предприятиях, которые выпускают продукцию военного назначения, которые завязаны на гособоронзаказе. Нам необходимо прилагать все усилия. Тем более что у предприятий, в  принципе, компетенции есть.