Главное событие ИТ индустрии
Иннополис,
7—10 июня 2016
Цифровая индустрия промышленной России
«ЦИПР-2016» — центральное деловое событие в России, посвященное вопросу обеспечения глобального технологического развития
российской промышленности.
Форум поддерживается Минпромторгом РФ
и Минкомсвязи РФ, стратегическим
партнёром выступает Госкорпорация Ростех.
Почётные гости
Сергей Викторович
Чемезов
Генеральный директор госкорпорации «Ростех»
Денис Валентинович
Мантуров
Министр промышленности
и торговли РФ
Рустам Нургалиевич
Минниханов
Президент
Республики Татарстан
Николай Анатольевич
Никифоров
Министр связи и массовых коммуникаций РФ
Сергей Александрович
Куликов
Исполнительный директор госкорпорации «Ростех»
Александр Сергеевич Якунин
Генеральный директор Объединённой приборо­строительной корпорации
Игорь Ильич
Козлов
Генеральный директор
АО «Российская электроника»
Кирилл Викторович Варламов
Генеральный директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
26 ноя 2014

Ростех готов построить эффективную систему утилизации отходов

Фото: Сергей Савостьянов

 

Ростех принимает участие в построении эффективной и прозрачной системы утилизации отходов в России и обладает всеми необходимыми для этого компетенциями.

Госкорпорация может заниматься решением таких вопросов, как отбор наиболее надежных безопасных и доступных технологий с ориентирами на импортозамещение, строительство многофункциональных перерабатывающих комплексов, создание необходимой инфраструктуры и организация единой логистической схемы. Однако с этой целью необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Президент России в своих поручениях по доработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления…» четко определил природу вводимого для целей экономического стимулирования отрасли понятия – уплачиваемый в федеральный бюджет утилизационный сбор для производителей и импортеров товаров после утраты ими потребительских свойств. Проводится доработка указанного федерального закона.

В то же время по результатам данной работы и проведенных согласительных совещаний с федеральными органами исполнительной власти остаются принципиальные разногласия, которые требуют системного решения. В целом, одобряя концептуальную основу указанного федерального закона, в Ростехе не могут поддержать поправки в нынешнем виде, поскольку они не учитывают ряд важных моментов.

Во-первых, проектом поправок всю инфраструктуру формируемой отрасли предлагается создавать для обращения только твердых бытовых отходов, которые составляют менее 5% от всего объема отходов, в том числе промышленных.

Во-вторых, планируется компенсировать затраты организаций по утилизации напрямую, за счет средств федерального бюджета и без использования государственных программ.  

Согласно поправкам, субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации на покрытие расходов по сбору, транспортированию, обработке товаров, подлежащих переработке, а также расходов по утилизации отходов и на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением тарифов по сбору, транспортированию ТБО.

То есть при принятии проекта поправок существует риск очередного витка предоставления невозвратных субсидий без построения крайне необходимой инфраструктуры для переработки всех видов отходов.

В то же время здравой является предлагаемая проектом поправок система региональных операторов по обращению с ТБО, выбираемых на конкурсной основе субъектами РФ самостоятельно.

Однако отсутствие федерального планирования в таких вопросах вновь приведет к созданию стихийных свалок, разрастанию мусорных полигонов без строительства необходимой инфраструктуры. Возникает также риск неэффективного расходования средств.

Выходом из такой ситуации является создание в стране современной единой целостной высокотехнологичной инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления. 

В этой связи ключевой является задача строительства по всей стране большого количества объектов переработки (в том числе глубокой) отходов и соответствующей сбалансированной инфраструктуры.

Таким образом, в Ростехе пришли к мнению, что гораздо более эффективной и прозрачной система станет при создании федерального оператора, на которого будут возложены функции по строительству перерабатывающих мощностей, созданию соответствующей инфраструктуры и организации единой логистической схемы с отбором и применением наиболее надежных и доступных технологий.

В ходе реализации проекта строительства медицинских центров по всей России Ростех доказал, что обладает опытом реализации крупных федеральных проектов, нацеленных на развитие, а также способен адаптировать ведущие мировые практики под российскую действительность. Предприятия корпорации способны удовлетворить потребности в оборудовании практически на всех стадиях сбора и переработки отходов. При этом проект сможет реализовываться через государственную программу как действенный механизм финансирования из бюджета, что не противоречит законодательству. 

К настоящему времени на территории России скопилось более 90 млрд тонн отходов прошлых лет, являющихся в основном наследием промышленной эпохи СССР. Эти отходы продолжают накапливаться, что создает угрозу надвигающейся экологической катастрофы. Проблема усугубляется, с одной стороны, тем, что с разрушением устаревшей советской системы переработки отходов сегодня практически все отходы захораниваются без какой-либо переработки, с другой стороны, переходом человечества на новые типы соединений, такие как разнообразные пластиковые материалы, которые без современных технологий переработки и обезвреживания могут либо не разлагаться сотни лет, либо превращаться в крайне опасные химические соединения, сопоставимые по эффекту с химическим оружием. Именно поэтому в стране существует острая необходимость создания современной единой целостной высокотехнологичной инфраструктуры в области обращения с отходами производства и потребления.