Главное событие ИТ индустрии
Иннополис,
7—10 июня 2016
Цифровая индустрия промышленной России
«ЦИПР-2016» — центральное деловое событие в России, посвященное вопросу обеспечения глобального технологического развития
российской промышленности.
Форум поддерживается Минпромторгом РФ
и Минкомсвязи РФ, стратегическим
партнёром выступает Госкорпорация Ростех.
Почётные гости
Сергей Викторович
Чемезов
Генеральный директор госкорпорации «Ростех»
Денис Валентинович
Мантуров
Министр промышленности
и торговли РФ
Рустам Нургалиевич
Минниханов
Президент
Республики Татарстан
Николай Анатольевич
Никифоров
Министр связи и массовых коммуникаций РФ
Сергей Александрович
Куликов
Исполнительный директор госкорпорации «Ростех»
Александр Сергеевич Якунин
Генеральный директор Объединённой приборо­строительной корпорации
Игорь Ильич
Козлов
Генеральный директор
АО «Российская электроника»
Кирилл Викторович Варламов
Генеральный директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
30 окт 2014

Су-35С: неземные возможности


В прошлом году на авиасалоне во французском Ле-Бурже при демонстрации российской техники зрители были потрясены. Пилотажные характеристики Су-35С удивили посетителей: самолет выполнял фигуры высшего пилотажа, которые не может выполнить ни один другой истребитель в мире. 

Что же насчет зрителей, то инженер Кристиан Куновски сказал следующее: «Я 22 года в этой отрасли, многое повидал, но этот полет – что-то невероятное! Это не истребитель, это просто НЛО!»

Это было первое представление Су-35С за рубежом. Как оказалось, его показательные выступления стали гвоздем программы.     

Давайте присмотримся к «тридцать пятому» и постараемся раскрыть секреты его таких «неземных» возможностей.

История

Самолетов Су-35 в истории авиации было два. И выглядят они по-разному. Первым под таким шифром в начале 1990-х годов на международных выставках демонстрировали так называемый Су-27М.

Тот «тридцать пятый» был коренной модернизацией базового Су-27. Это была фактически первая попытка сделать из перехватчика многофункциональный истребитель.

Тогда модернизованный Су-27 обрел новые возможности для работы управляемым оружием. В связи с этим на самолет была установлена новая бортовая радиолокационная станция. Была изменена и система управления вооружением, а также планер, например, добавилось переднее горизонтальное оперение.

По ряду причин самолет не пошел, и к индексу «35» вернулись лишь в 2005 году. Уже в феврале 2008 года с Раменского аэродрома ЛИИ им. Громова поднялся в воздух новый «тридцать пятый».

Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ (большая модернизация), потом назвали просто Су-35 с прицелом на экспорт. После появления интереса со стороны российских ВВС появился вариант Су-35С, с традиционной буквой «С», обозначающей варианты техники для поставок Минобороны РФ.

Тогда же «тридцать пятый» становится лицом боевой авиации России: госконтракт на 48 истребителей Су-35С стал крупнейшей за последние десятилетия сделкой по закупке новых боевых самолетов. А в следующем году Минобороны России планирует подписание очередного соглашения на поставку этого самолета.

По совокупности своих характеристик «тридцать пятый» вплотную приближен к истребителю пятого поколения. Не удовлетворяет только двум требованиям: стелс-технологии и АФАР.

Представитель поколения 4++

У Су-35С 30-миллиметровая пушка, 12 точек подвески для ракет и бомб, дальность обнаружения целей превышает 400 км, а бортовой радар позволяет одновременно сопровождать до 30 целей. Он без дозаправки пролетает больше 3500 км. Среди отличительных особенностей самого мощного в мире истребителя четвертого поколения – новые двигатели, авионика и радиолокационная станция.

Двигатели

Важным отличием Су-35 от предшествовавших ему самолетов семейства Су-27 является применение в его силовой установке новых двигателей с повышенной тягой. Они разработаны на НПО «Сатурн», входящем в состав ОДК, и известны под названием «117С».

В конструктивном плане эти двигатели являются глубоким развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16% – до 14 500 кгс, на максимальном бесфорсажном режиме она достигает 8 800 кгс. По сравнению с нынешним АЛ-31Ф существенно – в 2–2,7 раза – возрастут ресурсные показатели: межремонтный ресурс увеличится с 500 до 1 000 ч (ресурс до первого капитального ремонта – 1 500 ч), а назначенный – с 1 500 до 4 000 ч. 

Серийный выпуск двигателей «117С» будет осуществляться в кооперации с Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО, Уфа) и НПО «Сатурн» (Рыбинск). По решению фирм-партнеров, все работы по двигателю «117С» будут разделены между НПО «Сатурн» и УМПО на паритетной основе, 50 на 50%.

Оборудование

Элементы авионики – принципиально новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Весь набор радиоэлектронных средств Су-35 интегрирован в единую систему.

Эту увязку систем бортового оборудования в единую интегрированную систему обеспечивает информационно-управляющая система (ИУС). В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».

В кабине Су-35 установлены два огромных цветных многофункциональных ЖК-индикатора типа МФИ-35, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла и пульт управления.

Разработкой этих индикаторов и ряда других систем бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета занималось Раменское КБ приборостроения, также входящее в КРЭТ.

Специалистами концерна также была создана новая навигационная система для истребителя – бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП2.

Система способна определить местоположение самолета автономно без спутниковой навигации и связи с наземными службами, при этом в два раза точнее, чем предыдущие версии. Жизненный цикл БИНС-СП2 составляет 10 тысяч часов, что почти в два раза больше, чем у существующих в мире аналогов.

Кстати, эта новейшая навигационная система, полностью созданная на предприятиях КРЭТ, будет использоваться и на истребителе пятого поколения ПАК ФА.

Летающий «Ирбис»

Несмотря на отсутствие АФАР, радиолокационная система «тридцать пятого» может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.

Такие возможности истребителю обеспечивает новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой «Ирбис». Система была разработана в НИИ приборостроения им. Тихомирова, входящем в КРЭТ. А ее производством занимается Государственный Рязанский приборный завод, также входящий в концерн.

Новейшая система позволяет Су-35С оперативно обнаруживать и сопровождать одновременно до четырех наземных целей или до 30 воздушных, а также обстреливать до восьми воздушных целей. Кроме того, РЛСУ дает возможность определять государственную принадлежность воздушных и морских объектов, распознавать класс и тип воздушных целей, а также картографировать земную поверхность.

Система может использоваться при любых погодных условиях в любое время суток, а также при наличии помех – как естественных, так и организованных средствами радиоэлектронной борьбы противника.

Излучатель с пиковой мощностью  20 кВт в составе ПФАР делает «Ирбис» самой мощной в мире радиолокационной системой управления.

Таким образом, по своим показателям радиолокационная система истребителя Су-35С находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и европейских РЛС с пассивными и активными ФАР.

По материалам сайта КРЭТ