24 окт 2014

Почти век на благо двигателестроения

 

Научно-производственное объединение «Сатурн», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию, отметило 98-летие со дня своего основания.

Предприятие, основанное в 1916 году в Рыбинске как завод «Русский Рено», до 1924 года оставалось в ведении автомобилестроения, далее его история тесно связана с развитием отечественной авиации.

Первым авиационным двигателем  завода стал лицензионный БМВ-6, который серийно выпускался в Рыбинске под маркой М-17. С началом его серийного выпуска исчезла абсолютная зависимость от зарубежных авиамоторов.

В начале 1940-х годов рыбинский завод увеличил выпуск двигателей для боевых самолетов и уже к началу Великой Отечественной войны довел их количество до 45 штук в день. Осенью 1941 года завод был полностью эвакуирован в Уфу. А уже весной 1942 года началось восстановление авиационного производства в Рыбинске. Выпуск необходимых фронту моторов продолжился спустя всего несколько месяцев.

За всю историю своего существования НПО «Сатурн» спроектировало около 40 видов изделий, серийно выпустило почти 50 тысяч авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. С ним связаны имена многих выдающихся конструкторов:  Владимира Климова, Владимира Добрынина, Архипа Люльки, Павла Соловьева, Петра Колесова. Двигатели «Сатурна» поднимали и поднимают в небо самолеты конструкторских бюро Поликарпова, Яковлева, Туполева, Лисунова, Ильюшина, Сухого, Микояна, Бериева, Мясищева, Антонова.

Семейство двигателей Д-30КУ/КП, с 1971 года выпускаемых на НПО «Сатурн» для среднемагистральных Ту-154М, дальнемагистральных Ил-62М и транспортных Ил-76, стало настоящим бестселлером советской и российской авиации. На сегодня суммарная наработка двигателей Д-30КУ/КП в эксплуатации составляет более 60 млн часов.

Сегодня НПО «Сатурн» объединяет производственные площадки и конструкторские службы в Рыбинске, Москве, Лыткарине, Санкт-Петербурге, Омске и Перми. Компания создает газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации, крылатых ракет, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и гражданских судов, обеспечивая весь жизненный цикл изделий, от идеи до серийного производства и сопровождения в эксплуатации.

В начале 2014 года на предприятии успешно завершились опытно-конструкторские работы по созданию нового малоразмерного газотурбинного двигателя. На расширенном заседании государственной комиссии предприятию был торжественно вручен акт государственных стендовых испытаний нового перспективного изделия.

В феврале из сборочного цеха 80 в Комсомольске-на-Амуре был отгружен сотый с начала серийного производства двигатель SaM146 для самолетов SSJ 100. Всего же со стапелей сборочного производства к настоящему моменту сошло свыше 140 серийных двигателей. 

6 марта 2014 года НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146, став первой компанией  в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и Европе компетенций по серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.

НПО «Сатурн» отводится ключевая роль и в решении задачи по созданию импортозамещающей базы российского морского газотурбостроения. Оно должно помочь обеспечить корабли российскими газотурбинными энергетическими установками. В связи с этим в течение года предприятие активно посещали правительственные делегации, представители главного командования ВМФ России, руководство Объединенной судостроительной корпорации. 

Совместно с «Интер РАО ЕЭС» и Роснано НПО «Сатурн»  трудится над созданием ГТД-110М – модернизированного газотурбинного двигателя ГТД-110 мощностью 110 МВт. «Сатурн» оказался единственной компанией, которая в условиях санкций ряда стран в состоянии обеспечивать Россию отечественными турбинами большой мощности.