13 окт 2014

Проверить вертолет на прочность

Фото: Антон Тушин 
 

Перед сдачей заказчику каждый вертолет проходит множество различных испытаний на земле и в небе. Машина должна подтвердить, что соответствует заданным требованиям и готова к эксплуатации. 

Полигон для испытаний обязательно есть на заводе, производящем авиационную технику. На летно-испытательный комплекс Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России» попадает каждая готовая машина.

«Вертолет полностью заправляют маслами, керосином, жидкостями, навешивают винты, затем привязывают, и машина проходит комплекс испытаний на земле. А потом комплекс испытаний в небе», поясняет заместитель начальника летно-испытательного комплекса Казанского вертолетного завода Андрей Иванов.

Вертолет считают готовым к передаче клиенту только после того, как пройдены все испытания. Что же должна пройти машина, чтобы считаться готовой к эксплуатации?

Испытания позволяют определить, насколько надежно функционируют планер и силовая установка, общее и специальное бортовое оборудование машины. Именно во время испытаний можно получить основные летно-эксплуатационные данные вертолета в пределах установленных ограничений, оценить, насколько они соответствуют заданным требованиям и нормам.

Заводские испытания нужны еще и для того, чтобы предварительно определить особенности базирования, надежность и эксплуатационные качества вертолета, выработать временные рекомендации по его пилотированию и эксплуатации.  

Когда все заводские испытания пройдены, машины по их итогам доработаны, вертолет передается на государственные испытания. Именно они определяют, насколько характеристики вертолета соответствуют заданным требованиям и нормам. По итогам этих испытаний становится понятно, достаточно ли средств наземного обслуживания и оборудования для нормальной эксплуатации летательного аппарата. В государственных испытаниях участвуют представители заказчиков и представители промышленности. Для сложных испытаний опытных летательных аппаратов (на прочность, сваливание, штопор и другие) используются воздушные и наземные средства (летающие лаборатории и летающие модели, летно-моделирующие комплексы).

Государственные и заводские испытания могут быть объединены в государственные совместные испытания, тогда их проводит бригада специалистов заказчика и исполнителя под руководством государственной комиссии.

Испытания вертолета могут длиться довольно долго. Например, государственные совместные испытания опытного боевого вертолета Ми-28Н начались в мае 2005 года. Чтобы в полной мере оценить боевые свойства вертолета, программа ГСИ предусматривала большой объем наземных работ и испытательных полетов. Комиссию по проведению испытаний возглавлял лично главнокомандующий ВВС.


Фото: Виталий Белоусов/РИА «Новости»

По решению государственной комиссии Военно-воздушных сил ГСИ вертолета Ми-28Н проводились в два этапа. На первом этапе было выдано предварительное заключение о возможности выпуска установочной партии вертолетов. При этом решениями командования ВВС сформированы технические облики вертолета Ми-28Н, обеспечивающие после завершения первого этапа ГСИ круглосуточное выполнение вертолетом боевых задач по уничтожению наземных целей с основным комплексом вооружения. После второго этапа технический облик машины должен позволять уничтожать воздушные цели с применением ракет класса «воздух – воздух», а также высокую выживаемость вертолета за счет оснащения средствами радиоэлектронного подавления.

Все системы вертолета обязательно проходят испытание на земле. И только после наземных тестов можно приступить к проверкам в небе. Поэтому подъем первого серийного вертолета нового поколения Ми-28Н состоялся только в конце декабря 2005 года.

Первый этап ГСИ Ми-28Н завершился в 2007 году. Полностью испытания вертолета закончились 26 декабря 2008 года. По результатам ГСИ установлено, что по летно-техническим характеристикам, характеристикам устойчивости и управляемости, возможностям комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, номенклатуре и точностям применяемого оружия Ми-28Н в целом соответствует техническим требованиям заказчика.

Вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» принят на вооружение приказом президента России 15 октября 2009 года, а 27 декабря 2013-го  Министерством обороны.


Фото: Антон Тушин

На летно-испытательном полигоне Казанского вертолетного завода проходят тесты не только готовые и перспективные машины. Здесь же на стенде для ресурсных испытаний, похожем на большую клетку, проходят наработку на отказ системы машин, которые выпускает завод, Ми-8 и «Ансат». Это необходимо, чтобы назначить срок службы ресурсов вертолета. Место, где проходят испытания, огорожено плотной сеткой, чтобы части машины не разлетались на большое расстояние. 

Только серьезные и всесторонние испытания позволяют подтвердить, что вертолет готов к длительной службе в различных условиях.