Главное событие ИТ индустрии
Иннополис,
7—10 июня 2016
Цифровая индустрия промышленной России
«ЦИПР-2016» — центральное деловое событие в России, посвященное вопросу обеспечения глобального технологического развития
российской промышленности.
Форум поддерживается Минпромторгом РФ
и Минкомсвязи РФ, стратегическим
партнёром выступает Госкорпорация Ростех.
Почётные гости
Сергей Викторович
Чемезов
Генеральный директор госкорпорации «Ростех»
Денис Валентинович
Мантуров
Министр промышленности
и торговли РФ
Рустам Нургалиевич
Минниханов
Президент
Республики Татарстан
Николай Анатольевич
Никифоров
Министр связи и массовых коммуникаций РФ
Сергей Александрович
Куликов
Исполнительный директор госкорпорации «Ростех»
Александр Сергеевич Якунин
Генеральный директор Объединённой приборо­строительной корпорации
Игорь Ильич
Козлов
Генеральный директор
АО «Российская электроника»
Кирилл Викторович Варламов
Генеральный директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
26 июл 2014

Перспективы развития парашютных систем

 

Ежегодно 26 июля в нашей стране любители и профессионалы парашютного спорта отмечают День парашютиста. В состав холдинга «Авиационное оборудование» Госкорпорации Ростех входит Научно-исследовательский институт парашютостроения, который является одним из немногих в мире предприятий, самостоятельно осуществляющих полный цикл создания парашютных систем. 

Сегодня входящий в холдинг «Авиационное оборудование» НИИ парашютостроения  это головной разработчик парашютных систем различного назначения: спасательных, десантных, спортивно-тренировочных, посадочных тормозных, противоштопорных, грузовых, для беспилотных аппаратов, для десантирования боевой техники и расчетов, для космоса и других типов парашютной техники.

За годы работы в институте было создано свыше 5000 видов парашютных систем и более 1000 образцов внедрено в серийное производство. Заслуженный парашютист-испытатель, на счету которого около 13 тысяч прыжков, Владимир Нестеров рассказал о достижениях российского парашютостроения, актуальных направлениях отрасли и задачах, стоящих перед специалистами.

Владимир Нестеров не только проводит испытания новых образцов парашютной техники, но и принимает непосредственное участие в разработке парашютных систем. Испытатель имеет несколько патентов. Недавно Владимир Нестеров получил патент на людскую парашютную систему для десантирования с парашютистом тяжелых крупногабаритных грузов. 

«С развитием техники и вооружения экипировка десантника постоянно совершенствуется,  рассказывает испытатель. Масса снаряжения растет, соответственно, и грузоподъемность парашютной системы должна увеличиваться. Не все снаряжение десантник может разместить на себе». Испытатель рассказывает, что значительную часть груза необходимо поместить в специальный контейнер, десантируемый вместе с парашютистом. Разместить человека и парашютную систему с контейнером внутри самолета довольно проблематично из-за их габаритов.

«Поэтому возникла такая идея: грузовой контейнер разместить на спине парашютиста, а парашют снять с него и закрепить непосредственно на тросе, который находится внутри летательного аппарата. Получается, что парашютист занимает столько же места, но может взять с собой гораздо больше нагрузки»,  рассказывает Владимир Нестеров.

Тестирование всех парашютных систем, выпускаемых НИИ, по словам Владимира Нестерова, проводится самым тщательным образом. «Как гражданские, так и военные парашюты проходят определенный цикл разработки: начиная эскизным проектом и заканчивая летными испытаниями,  рассказывает Владимир Нестеров. Летным испытаниям предшествуют наземные. Программы типовые, но в зависимости от особенностей конструкции парашюта могут меняться. Проверяются все физико-механические показатели, порядок вступления в работу элементов, замыкающие и раскрывающие устройства, прочностные характеристики. В каждой из программ проверки порядка 20 различных пунктов». 

Принцип испытаний  от простого к сложному. Сначала парашютную систему испытывают с манекеном, а потом к работе приступают парашютисты-испытатели.

Одна из новинок НИИ парашютостроения, в разработке и испытаниях которой принимал участие Владимир Нестеров, это перспективная парашютная система Д-12, также известная как «Листик». 

«Ее основным достоинством будет то, что она позволит десантировать парашютиста большей массы,  говорит Владимир Нестеров. Соответственно, он сможет взять с собой больше снаряжения». Плюсом Д-12 будет новый запасной парашют, который, в случае отказа системы, обеспечит безопасное приземление как парашютиста, так и груза. 

«Для десантника парашют, в первую очередь, средство доставки в зону боевых действий,  отмечает испытатель. В любом случае, он должен не просто спастись, а выполнить основную задачу». 

В дальнейшем планируется, что данная парашютная система заменит состоящие на вооружении российских ВДВ десантные парашюты Д-6 и Д-10. Парашют показал хорошие результаты во время испытаний. 

Сейчас в НИИ проводится доработка страхующего прибора на запасной парашют Д-12. Это будет специальное электронное устройство, которое автоматически приводит в действие «запаску». Блок самостоятельно следит за тремя параметрами: резким неконтролируемым увеличением скорости снижения, резким процессом потока завихрения и повышением давления в анероидном приборе.

Владимир Нестеров рассказал о парашютах для десантирования грузов и системах для возвращения космических объектов. Среди разработок, которые в настоящий момент ведет НИИ, он особо выделил новую систему для десантирования техники Воздушно-десантных войск (самоходных артиллерийских установок, БМД и проч.).



Специально для нужд ВДВ институт создает многокупольные парашютные системы для десантирования боевых машин. Например, МКС-350-14М (для десантирования САУ «Спрут-СД»), МКС-350-12М серии 2 (для десантирования БМД), а также комплексы парашютного десантирования боевой техники с экипажем «Шельф-1» и «Шельф-2».

Гордостью НИИ является разработка парашютно-десантной системы Д-10П, впервые продемонстрированной на авиасалоне МАКС в 2013 году как раз Владимиром Нестеровым. 

Эта система предназначена для решения задач спецподразделений, а также оказания экстренной помощи. Парашют позволяет совершить прыжок с высоты 70 м. Благодаря дополнительному устройству, установленному на парашюте, он раскрывается самостоятельно, без участия десантника.

Актуальность этой задачи, по словам Владимира Нестерова, была продиктована самой жизнью. Модель Д-10П поможет на службе парашютистам-спасателям, МЧС и ВВС. «Сейчас на службе армии и других ведомств находятся парашюты двух типов: с полусферическим куполом и планирующие,  рассказывает Владимир Нестеров. Планирующие позволяют выполнять прыжки при очень сильном ветре у земли и с очень высокой точностью приземления. Для них минимальная высота прыжка составляет 500600 м». 

Парашюты с полусферическим куполом не позволяют преодолеть сильный ветер, потому что у них низкая горизонтальная скорость. При этом они имеют ряд преимуществ: можно прыгать с предельно малых высот. В некоторых случаях, особенно при проведении эвакуационных работ, необходимы системы, позволяющие совершать прыжки с высоты ниже 200 м

«Надежность парашютов для подобных прыжков должна быть очень высокой. Как правило, повышение надежности достигается упрощением конструкции, – рассказывает Владимир Нестеров. – За основу взяли обычный современный десантный парашют типа Д10. Упростили его схему. Провели исследовательские работы. При испытании мы достигли высоты 70 м». 

Институт, входящий в холдинг «Авиационное оборудование»,  был и остается мировым лидером в области парашютостроения.  Здесь созданы все условия для развития отрасли и расширения диапазона научных, конструкторских и технологических перспектив.  Специалисты холдинга с уверенностью заявляют, что приложат все усилия для укрепления ведущей роли России в области мирового парашютостроения.