Главное событие ИТ индустрии
Иннополис,
7—10 июня 2016
Цифровая индустрия промышленной России
«ЦИПР-2016» — центральное деловое событие в России, посвященное вопросу обеспечения глобального технологического развития
российской промышленности.
Форум поддерживается Минпромторгом РФ
и Минкомсвязи РФ, стратегическим
партнёром выступает Госкорпорация Ростех.
Почётные гости
Сергей Викторович
Чемезов
Генеральный директор госкорпорации «Ростех»
Денис Валентинович
Мантуров
Министр промышленности
и торговли РФ
Рустам Нургалиевич
Минниханов
Президент
Республики Татарстан
Николай Анатольевич
Никифоров
Министр связи и массовых коммуникаций РФ
Сергей Александрович
Куликов
Исполнительный директор госкорпорации «Ростех»
Александр Сергеевич Якунин
Генеральный директор Объединённой приборо­строительной корпорации
Игорь Ильич
Козлов
Генеральный директор
АО «Российская электроника»
Кирилл Викторович Варламов
Генеральный директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
18 апр 2014

«Сел и полетел»

ФОТО: Сергей Савостьянов


Главный конструктор Казанского вертолетного завода Алексей Гарипов рассказал о разработке легкого многоцелевого вертолета «Ансат» и программе подготовки молодых специалистов.

О программе «Ансат»

Машины этого класса очень нужны. Если мы посмотрим на иностранных партнеров, то увидим, что они предлагают много различных моделей легких многоцелевых вертолетов. Подобная российская техника, за исключением Ми-2, которые сегодня выходят из эксплуатации, практически отсутствует. Вертолеты этого класса очень востребованы на рынке, у них есть будущее.

Два основных направления программы «Ансат» – это гражданское и учебно-тренировочное. «Ансат» был модифицирован в соответствии с требованиями Минобороны России и сейчас в учебно-тренировочном варианте используется для подготовки курсантов. Гражданское направление мы тоже активно развиваем. У «Ансата» есть различные целевые модификации: пассажирский, поисково-спасательный, медицинский, учебный. Это достаточно неприхотливая машина, предполагающая безангарное хранение. «Ансат» можно сравнить с Ми-8 в простоте эксплуатации, то есть «сел и полетел».

О выборе ниши

Казанский вертолетный завод не просто так пришел к решению о необходимости диверсифицировать продукцию. Ми-8 - это легенда, «автомат Калашникова» в авиации и вертолетостроении, но нужно и дальше развиваться. Руководство предприятия решилj, что ниша легких многоцелевых вертолетов наиболее оптимальна. Все вертолетные компании представлены в этом классе и ведут плотную конкурентную борьбу. Это одна из самых популярных ниш на рынке.

Об отечественном аналоге

Среди отечественных вертолетов в этом же классе представлен Ка-226Т, работа над которым также ведется холдингом «Вертолеты России». Он является, скорее, не аналогом, а дополнением «Ансата» в нише легких вертолетов. У соосной схемы есть свои достоинства. Что выбрать – каждый оператор решает исходя из собственных потребностей. Вертолет с соосной схемой несущих винтов, например, идеален для использования в горах.

Оба вертолета – «Ансат» и Ка-226Т – могут заполнить все имеющиеся на рынке ниши в этом сегменте.

О подготовке молодых специалистов

Я представитель первого выпуска программы целевой подготовки молодых специалистов. В конце 90-х годов завод обратился в Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева (КНИТУ-КАИ) с просьбой помочь в подготовке кадров, которых очень не хватало. Подключились соответствующие профильные кафедры, были сформулированы программы и организован конкурс. Я увидел объявление о наборе студентов по программе целевой подготовки для Казанского вертолетного завода. В то время я занимался различными расчетами на кафедре строительной механики, в том числе, и для вертолетного завода. Тогда начиналась программа «Ансат» и КНИТУ-КАИ в ней участвовал. Когда такая программа появилась, выбор для меня  оказался очевидным. Лучшие представители нашего курса отправились работать на КВЗ.

Программа по подготовке молодых специалистов действует и сейчас. Сегодня у молодежи есть уникальная возможность писать дипломные работы по актуальным темам и защищать их, работая на предприятии. В состав Государственной экзаменационной комиссии входят не только преподаватели, но и представители различных подразделений КВЗ. Таким образом, мы отбираем себе перспективные кадры.

Основная проблема сейчас – это определенный разрыв между старшим и молодым поколением. Молодежь есть, она готова учиться. Много опытных специалистов пенсионного возраста, а вот представителей среднего,наиболее продуктивного возраста не хватает. Хотя в целом у нас на вертолетном заводе хороших специалистов достаточно.

 «Ансат» – это легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет с газотурбинным двигателем, разработан конструкторским бюро Казанского вертолетного завода. Максимальная скорость – 275 км/ч, грузоподъемность 1300 кг (внутри салона).

В августе прошлого года на международном авиакосмическом салоне МАКС-2013 «Ансат» с гидромеханической системой управления получил сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета.

Казанский вертолетный завод (входит в холдинг «Вертолеты России») производит семейство вертолетов Ми-8/17, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира. Выпускается широкий ряд модификаций этих вертолетов: транспортный, пассажирский, спасательный, десантно-транспортный и множество других.

Готовится к производству средний транспортно-пассажирский вертолет Ми-38. С 1997 года КВЗ обладает сертификатом разработчика вертолетной техники. Сегодня в серийном производстве также находится легкий двухдвигательный учебно-тренировочный вертолет «Ансат-У».