10 апр 2014

Как создавался YotaPhone


Генеральный директор Yota Devices Владислав Мартынов дал подробное интервью интернет-ресурсу «Компьютерра» об истории создания первого российского смартфона мирового уровня и причинах недоверия к нему российских СМИ. Публикуем текст с некоторыми сокращениями.

– Как возникла идея создания смартфона?

– Идея родилась в недрах оператора Yota в 2010 году, который в то время строил WiMAX-сети и для работы в них производил модемы и роутеры. В какой-то момент для этих целей, помимо модемов, был сделан телефон HTC WiMAX, который мог работать с высокоскоростным интернетом.

Это был первый в мире WiMAX-телефон. Он получил очень положительные отзывы западных журналистов. Но вскоре стало очевидно, что сама парадигма развития WiMAX не имеет перспектив на рынке перед LTE, и историю с интернет-телефоном пришлось свернуть.

Но идея собственного телефона по-прежнему витала в компании. И в какой-то момент инициативная группа собралась на мозговой штурм и придумала 2–3 концепции того, как мог бы выглядеть смартфон будущего от Yota.

Одна из концепций исходила из того, что у потребителя существует проблема «выключенного телефона». Чтобы обратиться к какому-либо сервису на своем телефоне, пользователь вынужден произвести 4–5 действий. Кроме того, когда ты подолгу работаешь с документами, батарея «умирает» слишком быстро.

Так родилась идея использования технологии электронных чернил, которая потребляет в разы меньше энергии, а изображение на экране «держит» вообще без потребления энергии, используя ее только при обновлении изображения.

– Впервые устройство было продемонстрировано в 2010 году, а в продажу оно поступило в 2014-м. Почему так долго?

– Мы понимали: если хотим создать смартфон действительно мирового уровня, это не может быть частью операторского бизнеса. Необходимо все, относящееся к этому процессу, выделить в отдельную компанию. Процесс ее создания занял время.

Мы запускали YotaDevices с нуля и в условиях ограниченности ресурсов. Но самое сложное было то, что, даже разобравшись в процессах создания, производства и продвижения смартфонов, которые используют сегодня большие бренды, мы не сможем конкурировать с ними, если не придумаем что-то более эффективное.

Идея, что российская компания сможет создать уникальный конкурентоспособный смартфон и построить на этой основе глобальный бизнес, выглядела очень авантюрной. Поэтому потребовалось время еще и на то, чтобы убедить акционеров инвестировать в этот проект.

– В адрес проекта звучали претензии о том, что он делается якобы за государственный счет. А в качестве доказательства фигурировала презентация прототипа Сергеем Чемезовым Дмитрию Медведеву.

– Государственных денег в проекте не было ни копейки. В момент отделения YotaDevices от «Скартела» с Ростехом было заключено соглашение: им предоставлялось право стать акционерами вновь созданной компании. И вскоре Ростех стал акционером.

– Каковы были базовые установки? Ведь можно было «собрать» готовый смартфон по индийской модели, добавив какую-то свою «изюминку».

– Такую стратегию мы отвергли изначально. Потому что с ней ты никогда не сможешь стать глобальным игроком. А у нас были серьезные амбиции – занять нишу на мировом рынке производителей смартфонов с инновационным устройством. Это априори другая лига, и нам хотелось играть в ней, а не стать еще одним ОЕМ-производителем.

– А нельзя было взять ОЕМ-модель и добавить одну, но очень заметную «фишку» – вроде второго экрана?

– Но чтобы эту «фишку» реализовать, надо было пересмотреть всю внутреннюю архитектуру. Например, второй (монохромный) экран очень чувствителен к перепадам температуры между краями смартфона: когда один край теплее на пять градусов, изображение «плывёт». Мы придумали специальную систему равномерного распределения тепла, в которую входят графитовый экран внутри, несколько дополнительных сенсоров и специальный софт, обеспечивающий стабильное качество изображения на втором экране.

Однако пока вы занимаетесь такой тонкой настройкой, рынок уходит вперёд. И мы сразу решили исходить из того, что удобство и уникальные сценарии использования второго экрана важнее того, чтобы на момент выхода первого YotaPhone у него были самые мощные технические характеристики.

Представьте на минуту YotaPhone без уникального второго экрана, но с сильными характеристиками и по цене как у известных брендов. Кто-нибудь его купил бы?

Более того, высокие характеристики не всегда хороши. Например, хорошо иметь четырех-ядерный процессор, когда ты смотришь много видеоконтента или играешь в игры, но при этом батарею он «съедает» очень быстро. 

– А вы могли бы сделать четыре ядра?

– Могли бы, но зачем? Скорость получения информации на всегда включённом втором экране двух-ядерного YotaPhone быстрее, чем на любом четырех-ядерном смартфоне, так как с YotaPhone вам не нужно активировать телефон и делать четыре клика, чтобы найти информацию. Нужные пользователю YotaPhone сведения моментально появляются у него перед глазами на втором экране.

Кроме того, если бы мы решили сделать четырех-ядерную архитектуру, то телефон появился бы, к примеру, в марте этого года. А не в декабре прошлого.

Нам было очень важно выпустить первое поколение YotaPhone как можно быстрее, чтобы получить обратную связь от потребителей: что им нравится, а что следовало бы улучшить.

Мы не планировали выходить на массовый рынок с первым поколением YotaPhone. Мы хотели, чтобы его владельцами стали люди, открытые для новых идей и экспериментов. Кстати, это одна из причин того, почему мы не давали рекламу.

Обратная связь с потребителями такого типа позволила доработать YotaPhone и запустить его второе поколение в срок и уже на массовый рынок.

– Значит ли это, что вы считаете технические характеристики смартфонов не столь важными?

– Нет, не значит. Конечно, они важны. Но на первое место мы ставим удобство пользования устройством. Необходимо, чтобы технологии работали на пользователя, а не внедрялись в устройство ради примитивного маркетинга.

Используя технологию электронных чернил, мы смогли решить ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается любой пользователь смартфонов, и сделать телефон удобнее.

– Как вам удалось привлечь столько внимания СМИ? 

– Я думаю, одна из основных причин – то, что на рынке смартфонов последние несколько лет (с момента запуска первого IPhone) не появлялось ничего нового, инновационного и значимого с точки зрения формфактора, сценариев и формата взаимодействия пользователя со смартфоном.

YotaPhone – уникален и делает весь процесс общения и работы с аппаратом для пользователя более удобным, эмоциональным, интересным и необычным. Это не могло не привлечь внимания СМИ.

Во-вторых, конечно, был проделан огромный объем соответствующей работы.

Ну и, конечно, фактор удачи – как я люблю говорить, некой «магии». 

Мы получили награды как самое инновационное устройство года от 19 авторитетных изданий, включая CNN, Time, TechLand, ComputerBild, Expert Review, LapTop Mag, PC Mag, Tech Central, PocketLint, T3, Tom’s Hardware, Tom’s Guide, Ubergizmo и других. Для нас это очень ценно! 

– Почему такой дикий диссонанс между реакцией на смартфон нашей и западной прессы? 

– Уровень культуры и профессионализма в западной прессе более высокий. Там стремятся проверять и перепроверять полученную информацию, обращаться к первоисточникам.

У нас же многие журналисты предпочитают работать со стереотипами, слухами и клеить лейблы со знаком минус, так как в России негативные новости хорошо продаются и повышают рейтинг изданий.

К сожалению, мы в России, наверное, больше, чем в любой другой стране, любим себя критиковать. Нельзя забывать о скепсисе, который присутствует у нас: мол, мы ничего не умеем, все равно у нас ничего не получится и даже пытаться не нужно.

Я понимаю, что на это есть свои причины. Но считаю, если мы не изменим отношения к людям, которые пытаются что-то создавать, это убьет любую инновацию в стране.

Культура и уважение общества к инициативным людям на Западе и у нас радикально разнятся. И СМИ оказывают на это гигантское влияние.

Только когда западная пресса, быстро поняв, в чем инновация, начала с восторгом описывать концепцию YotaPhone и предсказывать ей успешное будущее, наши СМИ сменили тон.

И все равно у нас мало кто обратил внимание на то, что задачу стать глобальной компанией и сделать продукт, который был бы популярен во всем мире, мы выполнили. Что за два с половиной года достигнут феноменальный результат. Что мы с нуля создали команду, построили уникальную экосистему поставщиков и партнеров, довели идею-концепт до коммерческого продукта, запустили продажи в России и семи европейских странах, а также в странах Ближнего Востока. 

В ближайшие три месяца количество стран, в которых можно будет купить YotaPhone, достигнет 15–20. Мы начали разработку второго и третьего поколений YotaPhone, приобрели огромный багаж знаний и опыта в этом бизнесе, наработали уникальные инженерные решения и патенты. В конце концов – смогли сделать наш бренд хорошо узнаваемым на глобальном рынке.

Источник: Компьютерра