biomedtec
04 мар 2013

Ростех готовит несколько IPO

 

Глава Госкорпорации Ростех, контролирующей оборонные и гражданские активы с годовым обротом почти $17 миллиардов, обещает в ближайшие годы вывести на биржу шесть холдингов, однако первое IPO будет нескоро.

«Наиболее перспективные холдинги, уже готовые к выходу на IPO, - это Вертолеты России, Радиоэлектронные технологии, выпускающие средства радиоэлектронной борьбы и бортовое авиационное оборудование, оптический холдинг Швабе, - рассказал в интервью Рейтер гендиректор Ростеха Сергей Чемезов. - Их выход на биржу может произойти в перспективе 4-5 лет».

«Затем, возможно, на IPO выйдут Российская электроника, ОДК и Биотехпром».

В созданную в 2007 году Госкорпорацию «Ростехнологии» (переименована в Ростех в конце прошлого года), РФ передала экспортера вооружений Рособоронэкспорт, заводы по производству комплектующих для оборонной промышленности, а также множество непрофильных активов, принадлежавших государству.

Часть доставшихся Ростеху компаний была на грани банкротства, однако госкорпорация, объединявшая оборонные активы стратегического значения, пользуется поддержкой государства.

Наиболее перспективные холдинги, уже готовые к выходу на IPO, – это Вертолеты России, Радиоэлектронные технологии, оптический холдинг Швабе

Сергей Чемезов, глава Госкорпорации Ростех

По словам Чемезова, в 2012 году выручка госкорпорации составит 963 млрд рублей, чистая прибыль - 40 млрд. К 2020 году госкорпорация планирует увеличить выручку до 2,1 триллиона рублей и удвоить прибыль.

Вертолеты ждут конъюнктуры

Вертолеты России уже предприняли попытку разместить акции на бирже: в мае 2011 года из-за неблагоприятной ситуации на рынке компания в последний момент отложила IPO, в ходе которого она рассчитывала привлечь более $500 миллионов.

Ближайшую возможность для размещения компания видела весной этого года.

«Наши консультанты считают, что Вертолетам России нецелесообразно сейчас выходить на биржу, - сказал Чемезов Рейтер. - Как только рынок поднимется и мы увеличим доходность активов, - сразу и выйдем. Надеюсь, нам это удастся сделать в ближайшие годы», - сказал Чемезов Рейтер.

«Вертолетный холдинг у нас развивается очень позитивно, сегодня в портфеле заказов более 900 машин на $14 миллиардов. Поставки российских вертолетов расписаны до 2020 года, - сказал он. - Нам постоянно звонят, просят раньше, но мы просто не в состоянии выполнить все заказы сегодня».

«То, что мы должны делать сейчас, - это развивать сервисы и обслуживание... Открываем сервисные центры в Индии, Китае, Латинской Америке - это наши ключевые рынки».

«Проведение IPO является важным этапом стратегии правительства России по развитию вертолетостроительной индустрии, - сказал он. - Поскольку мы хорошо понимаем стоимость нашего актива, IPO состоится тогда, когда сложится правильная конъюнктура».

«ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация), наверное, выйдет на биржу одним из последних. Его финансовое состояние пока не очень стабильно, велика долговая нагрузка, - сказал Чемезов. - Кредиты брались на покупку активов, поскольку государство поставило задачу иметь во всех двигателестроительных активах не меньше контрольного пакета».

«Не можем определиться по цене»

В прошлом году с рыночными автивами Ростеха прошло две крупных сделки. В ноябре госкорпорация продала менеджменту 45,42% акций крупнейшего в мире производителя титана ВСМПО-АВИСМА за $965-970 миллионов.

В декабре была завершена сложная сделка, в результате которой спасенный из бюджета РФ через Ростехнологии крупнейший в стране автопроизводитель АВТОВАЗ был продан международному альянсу Renault-Nissan.

В то же время после завершения сделки в 2014 году Ростех останется совладельцем АВТОВАЗа.

«В компаниях, производящих продукцию гражданского и двойного назначения, принято решение оставить блокпакеты», - сказал Чемезов.

«Решение оставить блокпакеты у Ростеха было, в частности, продиктовано пожеланиями наших иностранных партнеров - Boeing, Renault-Nissan. Президент Renault-Nissan Карлос Гон даже обратился с просьбой напрямую к (президенту РФ Владимиру) Путину. Он высказал пожелание, чтобы мы не выходили из капитала АВТОВАЗа, потому что они видят в нас гаранта стабильности».

«Boeing высказал заинтересованность, чтобы мы остались в капитале ВСМПО-АВИСМА. Мы с ними подписали соглашение о расширении сотрудничества, объемы поставок увеличиваются. Кроме того, мы создали научно-технический центр по разработке сплавов и технологий производства изделий из титана».

По словам Чемезова, пакет был продан для того, чтобы рассчитаться по кредиту.

«Мы первоначально купили долю в ВСМПО-АВИСМА на кредитные средства - около $1 миллиарда. В кризис государство выделяло нам субсидии на финансирование процентов, но, рано или поздно, вопрос с кредитами нужно было решать. Мы избавились от задолженности, еще и прибыль получили. А блокпакета нам достаточно».

«Мы продаем акции СП, акционерами которого является менеджмент корпорации и Газпромбанк. В будущем они будут сами решать, что делать со своим пакетом. Возможно, найдут стратегического партнера, который захочет войти в капитал, могут продать часть своей доли».

Следующей крупной сделкой с рыночными активами Ростеха может стать продажа очередного пакета крупнейшего российского производителя грузовиков КАМАЗа немецкому автоконцерну Daimler, который вместе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) уже владеет 15% компании.

Партнер Ростеха по АВТОВАЗу и КАМАЗу Serbank CIB (бывшая Тройка Диалог) ведет с Daimler переговоры об этом уже второй год.

«Мы пока переговоры с Daimler по КАМАЗу приостановили, не можем определиться по цене. Мы считаем, что КАМАЗ стоит дороже, чем оценивает Daimler. Судя по данным последнего финансового отчета, который показал позитивную динамику по основным показателям, скорее, правы мы».

Отчетность по МСФО КАМАЗа еще не готова, по российским стандартам автопроизводитель получил 4,3 млрд прибыли (рост в 64 раза) при росте выручки на 5,3% до 111 млрд рублей.

«У нас с Daimler соглашение, о том, что ни одна из сторон не имеет права получать контрольный пакет. Поэтому они могут свою долю и до 49% довести, если захотят. Мы не возражаем».

«Мы свою долю продавать не собираемся, и, мало того, нам пока не дают разрешения на продажу, - сказал Чемезов. - КАМАЗ является стратегически важным предприятием - доля КАМАЗа составляет около 50% автопарка российской армии. Поэтому 49,9% акций пока будут оставаться у нас».

«Подушка безопасности»

Пополнить свой бюджет Ростех хочет также за счет продажи непрофильных активов, которые достались госкорпорации как в ходе ее создания, так и после реструктуризации основных предприятий.

По словам Чемезова, за счет их продажи можно выручить около 34 млрд рублей. Самые ценные из них госкорпорация планирует продать на аукционах, а некоторые - объединить в холдинги, реструктуризировать и продать стратегическим инвесторам, заинтересованным в этом бизнесе, например, уже созданный холдинг Станкоинструмент.

В 2012 году компания продала «непрофильных активов на сумму 3,2 млрд рублей».

Деньги, вырученные от продажи пакетов, Ростех планирует направить в два внутренних фонда - инвестиционный, который получит 75 процентов этих денег, и фонд «финансового оздоровления», которому достанется 15%. Они и будут в том числе «подушкой безопасности» на случай мирового кризиса.

«Фонд финансового оздоровления - это будет как раз фонд, который, в том числе, будет работать на поддержку совсем провальных предприятий, которые надо будет вытаскивать, а остальные средства мы будем накапливать «на всякий случай».

«Будем создавать фонды, которые позволят нам нивелировать влияние кризиса. Все средства от продажи непрофильных активов пойдут в два фонда - в инвестиционный и в фонд финансового оздоровления. Последний, в том числе, будет работать на поддержку совсем слабых предприятий, которые надо будет вытаскивать».

«Средства инвестиционного фонда можно будет направлять на модернизацию, и чем быстрее мы ее проведем, тем легче будет потом справиться с будущим кризисом. Если сейчас повторится кризис - конечно, сложно будет. Хотя по сравнению с 2009 годом у Ростеха уже в разы лучше ситуация».

Источник: Reuters