Ка-62: суперпрочность и скорость

Ка-62: суперпрочность и скорость


В мае прошлого года летный образец новейшего вертолета Ка-62 совершил первый полет. Сегодня холдинг «Вертолеты России» продолжает испытания перспективной машины, а запуск серийного производства запланирован на 2020 год. В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Кроме того, Ка-62 может получить морскую версию, а также использоваться в Арктике.

Разработка новой машины началась в 1990 году. Изначально Ка-62 проектировался как гражданская модификация военно-транспортного вертолета Ка-60. Однако в середине 1990-х работы над новой машиной остановились из-за отсутствия финансирования. Наконец, в 2012 году, на выставке HeliRussia состоялась презентация обновленного Ка-62.

Характеристики, заложенные Минобороны при разработке машины настолько высоки, что Ка-62 можно эксплуатировать и военных целях. В частности, вертолет отвечает двум важнейшим параметрам, свойственных военным машинам: может перевозиться на самолете Ил-76, а также развивать скорость не менее 315 км/ч.

При этом доля композитных материалов в вертолете Ка-62 составляет 60%, что делает его исключительно прочным и уменьшает массу, соответственно увеличивается скорость, маневренность и грузоподъемность машины, а также снижается расход топлива.

К отличительным чертам Ка-62 также можно отнести одновинтовую схему с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Конструктивное решение спрятать рулевой винт в кольцевой канал позволило добиться значительного снижения уровня шума.

Вертолет Ка-62 также имеет колесное шасси повышенной энергоемкости, авариестойкую топливную систему и уникальное птицестойкое остекление. Впервые в мировом вертолетостроении на Ка-62 установлена система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО). Еще одна новинка – интегрированный пилотажно-навигационный комплекс с открытой архитектурой, реализующий принцип «стеклянной кабины».

01-tasha_AND_KA62_ZORAN_2018_06_RUS-01.jpg

Как отмечают эксперты отрасли, Ка-62 в значительной степени нацелен на мировой рынок и создается по схеме широкой международной кооперации. В частности, на машину будут устанавливаться двигатели французской компании Turbomeca, редуктор и трансмиссию будет поставлять австрийская фирма Zoerkler.

Вертолет Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, транспортировки грузов, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах. Таким образом, вертолет может выполнять задачи, как в России, так и за рубежом. В этой связи, новый Ка-62 имеет большой экспортный потенциал. Холдинг «Вертолеты России» планируют предложить новый вертолет Мексике, Бразилии, Китаю и Индии.

Специалисты отрасли отмечают, что новейший Ка-62 на российском рынке может занять свою нишу между вертолетами легкого класса типа «Ансат» и Ка-226 и средними вертолетами типа Ми-8. К примеру, вертолет Ми-8 грузоподъемностью 4 тонны часто возит грузы массой менее 2 тонн, что приводит к увеличению эксплуатационных расходов. В таких случаях ему на смену придет Ка-62, который требует меньших затрат на обслуживание и имеет меньший расход топлива.

Как отмечают специалисты, еще одна перспектива для новой машины – создание морской версии вертолета, которая предусматривает складывание не только лопастей, но и хвостовой части. Холдинг «Технодинамика» уже разработал новое шасси для Ка-62, которое позволит использовать его на кораблях. Как заявил на выставке HeliRussia-2017 генеральный конструктор АО «Камов» Сергей Михеев, макет морского Ка-62 уже создан.

Новейшему Ка-62 еще предстоит пройти сертификацию и запуститься в серию. Планируется, что сертификат типа будет получен в 2019 году, а начало серийного производства запланировано на 2020 год.